Фото:
Двухколесный конь на службе фронту. Рассказы саровских реконструкторов

Валерий Семиков, известный в Сарове реконструктор, участник военно-исторического общества «1945», увлеченный коллекционер ретровелосипедов и заядлый велосипедист, рассказал «Новому городу» о том, как велосипеды служили армии во время Великой Отечественной войны.

 

Ценный трофей

В сети гуляет множество фотографий солдат вермахта на велосипедах. Вот они выстроились в ряд со своим двухколесным транспортом, вот что-то чинят, ковыряясь в нем, а вот радисты – и снова на фоне велосипеда. При этом гораздо реже встречаются фото наших воинов на двухколесных конях. Но это не значит, что советская армия велосипеды не использовала. Об этом и многих других исторических фактах, связанных с велосипедом на войне, мы и поговорили.

В Европе еще в позапрошлом веке имелось много велосипедных подразделений, они активно использовались в период Первой мировой войны. В армии Российской империи тоже были части «самокатчиков» - так у нас называли в ту пору велосипедистов.

Вообще воинская служба велосипеда – это большая часть его истории. В полевых экстремальных условиях все его узлы, агрегаты проходили обкатку, унифицировались рамы, ширина шин, устройства педалей и др. И, что греха таить, европейская промышленность в этом плане была впереди советской.

Валерий Семиков: «До начала Великой Отечественной войны в СССР велосипедные заводы работали, но производили они немного. Поэтому в сельской местности велосипеды были в диковину. В деревнях их использовали в основном агрономы, почтальоны – как в фильме «Волга-Волга» (1938 год). Велосипед - устройство технологически довольно сложное: втулки, спицы – их производство по иностранным технологиям наладилось только к концу 30-х годов. И большинство велосипедов тогда производилось для нужд армии».

Валерий пояснил, что в СССР выпускались в огромном количестве металлоемкие виды вооружения – танки, пушки, и на такое «баловство» как велосипед металла не хватало. В этом плане даже мотоциклу отдавался приоритет – ведь на него можно посадить целый экипаж, поставить пулемет и т.п. Поэтому многие велосипедные заводы в нашей стране начали развиваться как следует только после войны, с получением репараций, когда были вывезены образцы и освоены технологии.

Гораздо активнее велосипеды использовались в германской армии в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны. «Эти велосипеды были серьезно экипированы: на раму крепился специальный ящик для гранат, на руль «газбак» - противогаз, - рассказывает Валерий Сергеевич. - Везде, где можно, привешивалось какое-то снаряжение – фляжки, палатки и т.п. В вермахте были целые крупные подразделения на велосипедах. Быстрым маршем они прошли по Европе, но в СССР даже в летних условиях 1941 года столкнулись с тем, что по нашим дорогам, вернее, по их отсутствию, было трудно наступать. Ну а когда пришла осень, стало совсем туго. Части вермахта на велосипедах фиксируются на фото на первом этапе наступления, пока план блицкрига не был еще похоронен. А потом эти части отходят на второй план и используются разве только в тыловых подразделениях, обслуживающих армию».

Советская армия отбивала двухколесный транспорт у германских частей – велосипед представлял большую ценность. Ведь если для автомобиля и мотоцикла нужны топливо, ГСМ, обслуживание, то велосипед может работать без этого. Все велосипеды состояли на строгом учете, имели регистрационные номера. Каждый использовался по максимуму: посыльные при штабах, санитарные подразделения – на старых фотографиях можно увидеть прицепы с носилками, которые транспортировались на велосипедной тяге.

Еще один способ использования велосипеда – разведка. Так, в знаменитом фильме Юрия Озерова «Освобождение» советская танковая колонна остановилась из-за нехватки горючего. Солдаты взяли у местных велосипеды, слетали быстренько на разведку и недалеко на станции нашли цистерну с горючим для танков. В фильме изображены, по-видимому, танковые части маршала Рыбалко. Кстати, в СССР в период Великой Отечественной войны действительно велосипеды у гражданского населения изымались для нужд армии как серьезное транспортное средство.

Еще на старых советских фото можно увидеть велосипед на броне у танковых экипажей – он использовался при обслуживании колонны. Ведь на велосипеде объезжать танковую колонну куда сподручнее, чем бегать ногами.

«Красная армия экспериментировала, и со временем с лошадей некоторые части пересели на велосипеды, - рассказывает Валерий Семиков. - А позже - на мотоциклы «Харлей-Дэвидсон», джипы «Виллис», которые закупали у союзников».

 

«Солдат-генератор» и тележка связиста

Валерий напомнил, что в военно-историческом музее, созданном ВИО «1945» под руководством Алексея Морозова, представлены мотор-генератор в форме велосипедного седла и тележка связиста. Оба приспособления чрезвычайно просты и надежны. На седло садится солдат, крутит педали и вырабатывает электроэнергию для походной электро-, радиостанции и т.п. «Солдат-генератор» - так называли это приспособление. Такая техника использовалась Красной армией и во время, и после окончания войны – при заброске в чужую местность.

Кстати, однажды на 9 Мая во время демонстрации техники на берегу Сатиса на мотор-генератор повесили фару, и отбоя от детей не было – каждый видел, с какой мощностью он крутит педали, и старался изо всех сил, чтобы лампа светила как можно ярче.

Есть в Военно-историческом музее и тележка связиста на базе велосипедного прицепа. Такую тележку прицепляли к велосипеду, на котором ехал солдат – кабель разматывался, связь налаживалась, причем гораздо быстрее, чем пешком. Эта простецкая штука - рама и два колеса – очень облегчала и ускоряла работу. Вместо того чтобы бегать с катушкой за спиной, на прицепе можно было перевезти сразу три-четыре катушки – увеличивалась дальность связи, скорость ее прокладывания, а в военных действиях оперативность - очень критичный момент.

 

Надежный, как швейцарский велосипед

Основная коллекция велосипедов ВИО «1945» представлена на автомотовыставке на территории рынка АСС. Есть среди них и захваченные у оккупантов, трофейные – например, велосипед «Опель» 1928 года выпуска.

Валерий Семиков: «Одна из моих любимых моделей - швейцарский МО-05 образца 1905 года, произведенный в 1939 году. Этот велосипед меня ни разу не подводил, хотя побывал на многих мероприятиях. Модель стояла на вооружении швейцарской армии до 1980 года. Сейчас там служит уже третье поколение этого велосипеда. Но моя модель – родоначальница всей этой цепочки велосипедов с весьма серьезным предназначением».

В 2016 году Валерий Семиков принял участие в международном велопробеге на ВДНХ в Москве, куда съехались делегации из 30 стран. Валерий в форме бойца Красной армии ехал на том самом швейцарском велосипеде. Это был символ: солдат-победитель прибыл в Европу верхом на трофее. Кстати, после пробега к нему подошел швейцарец – он был очень удивлен, встретив здесь такой же, как у него, велосипед, да еще в отличном состоянии. После пробега участники всех делегаций подходили и фотографировались с Валерием в советской форме – кроме делегации ФРГ…

Благодаря инициативе руководителя ВИО «1945» Алексея Морозова велопробеги к Дню города в Сарове стали традицией. Велопробеги проводили в костюмах – велосипеду соответствовал костюм персонажа. На соответствующих велосипедах по улицам Сарова проезжали и почтальон Печкин, и воины Великой Отечественной войны с обеих сторон. Валерий однажды проехал в костюме трубочиста - на велосипеде европейского производителя. Получается, что ретровелосипеды в Сарове - не просто элементы выставки, но и действующие экземпляры, которые под руководством Алексея Морозова начали работать.

Как быть, если у старого велосипеда вдруг что-то поломается? «С велосипедными запчастями гораздо труднее, чем даже с автомобильными. Это на 50% дело случая. Необходимую запчасть либо ищем за рубежом, по барахолкам, либо изготавливаем кустарно, либо ищем донора, - отвечает Валерий Семиков. - Если, например, обломится педаль – это критично, они парные, и менять придется обе, а вдобавок и звездочку. Поэтому совсем старые модели используем редко, в основном они просто экспонируются».

ср, 05/04/2022 - 12:32