В минувшую пятницу Саров посетил «заслуженный киллер всея Руси», актер театра и кино, герой знаменитых сериалов «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Спецназ» и многих других, брутальный любимец женской аудитории Игорь Лифанов. Он привез спектакль «Бесконечное начало» по пьесе Виктора Понизова «Аз есмь тварь». И, кстати, впервые выступил не только как актер, но и в роли режиссера.
В жизни он обладает по-настоящему мужественной внешностью и притягательным низким тембром голоса, прост в общении, одарен хорошим чувством юмора, к тому же лишен и намека на «звездность».
- Мы знаем вас, прежде всего, как киноактера. А тут вы к нам со спектаклем. Почему именно Понизова выбрали?
Игорь Лифанов: «Спросите меня, за что я люблю Лену (супругу Елену Лифанову – авт.) – если я смогу сформулировать, значит, это вранье. Не знаю. Наверно, пьеса выбирает тебя, а не ты ее. Вопросы, которые задают персонажи, очень мне близки. И я много сцен придумал сам. Наш спектакль по мотивам пьесы - мы купили права у автора и смогли изменить, дополнитьтекст. Пьеса рассчитана на пятьдесят минут, а наш спектакль идет два часа. Мы добавляем в него что-то иногда прямо на ходу.
Я первый раз в жизни чувствую себя свободным, ни от кого не завишу. Захотел кривляться – кривляюсь, и никто не делает мне замечания. Может быть, я и не прав, может быть, обманываюсь – как актер, когда выпьет, думает, что классно играет, так задорно и весело, а на самом деле – вяло и неинтересно. Я, конечно, побаиваюсь этого, но ведь зрителей не обманешь, а им нравится.
Я люблю находиться на грани: шаг влево, шаг вправо – расстрел. Мне нравится вот так: еще чуть-чуть, и будет пошло, чуть-чуть, и будет скучно. Это мой конек. И в спектакле мне это удалось. Думаю, что первый блин не комом, пусть это нескромно. Здесь я говорю людям серьезные вещи через призму юмора, порой жесткого, саркастичного.
Официально в качестве режиссера я выступаю первый раз. Но вообще меня пугает слово «режиссер», это совсем другое искусство, другой образ жизни.Режиссер – это груз, ответственность. Я хочу выйти на сцену, чтобы мне все хлопали, чтобы все сверкало – я артист. Еще успею побыть режиссером».
- Какую роль хотелось бы сыграть, но пока не удалось?
Игорь Лифанов: «То, что я не сыграл в кино, доигрываю здесь, в театре. Как это ни странно звучит, особенно из уст более-менее известного актера, - но артист не выбирает. А когда дают очередной сериал, где я - герой, могу, конечно, отказаться. Но я в каждом моменте что-то ищу, живу этим, дышу. Я думаю так: пускай люди верят, что есть такие сказочные герои, которые знают, как жить, и у них все спорится, их все любят. Почему я должен людей этого лишать? Мне еще в институте прочили играть коммунистов. Но начинал я с гадких злодеев, и очень я за ними соскучился».
- Кого все-таки играть интереснее: злодеев или героев?
Игорь Лифанов: «Интереснее играть комедийную роль, когда ты можешь спрятаться за маску и всем говорить: «Это не я, я просто играю». Думаю, что если бы у Чикатило была возможность играть в народном театре, он бы не убил столько людей – он убивал бы их на сцене.
Все артисты – больные на голову в хорошем смысле. Здоровый артист – плохой артист (я не про внутренние органы). Надо быть сумасшедшим, чтоб хоть как-то в этом мире быть другим, иным. Новые формы надо искать».
- Если бы у вас была возможность вернуться в театр – вы бы вернулись?
Игорь Лифанов: «Нет. На один-два спектакля, на контракт – возможно, а в труппу я уже, наверно, не смогу. В большом коллективе к каждому нужен подход, под всех надо подстраиваться, а я уже привык, что все подстраиваются под меня. Так уж вышло. И прошу не осуждать за это».
- Есть ли вообще такое кино, от участия в котором вы бы отказались?
Игорь Лифанов: «Наверно, порнушка (смеется). Но вообще нет. Артистом для того и становятся, чтобы изведать все роли. И смотрю я разные фильмы. Когда жена меня спрашивает, почему я смотрю эту гадость – фильмы ужасов, когда маньяк мучает человека, я отвечаю, что смотрю это не потому, что мне нравится, как человек мучается. Просто я артист – впитываю в себя как губка, потом перерабатываю и рождаю свой продукт».
- Есть ли все-таки что-то, чего не хватает вам для полного счастья?
Игорь Лифанов: «Счастлив только тот, кто не переживает о завтрашнем дне. Илон Маск, проснувшись, наверное, думает: «Так, запущу-ка я сегодня лифт на Марс». Поплавал в бассейне, позвонил сотрудникам, они начали расчеты, чертежи лифта на Марс. Поиграл в гольф. Внуки его будут есть нормальную еду, ходить в хорошие школы. Вот у него, наверное, такое счастье, которого желаем мы все – счастье заниматься любимым делом без оглядки на заработок. Говорят также, что зарабатывать надо, чтобы путешествовать, чтобы увидеть мир. А пока мы носимся туда-сюда, чтобы заработать денег…»
- Вы ведь тоже повидали мир? Даже в Шахунье побывали.
Игорь Лифанов: «Да! Вчера там, на сцене, в том месте, где другой персонаж меня спрашивает: «Где я?» - я ему отвечаю: «Где-где, в Шахунье!» Все очень долго смеялись и хлопали.
Где мы только не были! Например, когда в порт Ванино (Хабаровский край, – авт.) первый раз приехали и спросили, что здесь можно посмотреть, нам ответили: «У нас есть тюрьма №1» - и больше ничего! Но зато на прилавках там изобилие рыбы, а на икру мы уже смотреть не могли».
- Как вы стали успешным человеком?
Игорь Лифанов: «Я успешный? Вообще-то можно было бы и лучше (смеется). Человеку все мало. А если серьезно, я просто всегда знал, кто я, и мне не надо было кем-то становиться. Я видел много студентов и артистов, которые говорили, что эту жизнь будут грызть зубами, но заберутся на пьедестал. И добивались этого разными путями, в том числе и запрещенными, и позорными, и пошлыми. А я этим никогда не занимался. Мне кажется, что если ты в малюсенькой роли ярок и искренен, зритель не сможет не обратить на тебя внимание. Но быть ярким, чтобы тебя заметили –ошибка. Нужно обыденную, казалось бы, вещь показать так, как ее еще не видели, чтобы вы удивились».
От профессионального выгорания у меня прививка
- Знакомо ли вам профессиональное выгорание?
Игорь Лифанов: «Нет пока. Наверно, у меня от него прививка. Навряд ли со мной такое случится. Думаю, что выгорание наступает тогда, когда ты работаешь, как Савраска. Я знаю таких артистов, которые хотят объять необъятное. Знаешь, какой самый худший для артиста период? Когда он взял отпуск на две недели и уехал куда-нибудь на море. Потому что в это время обязательно кто-то позвонит и скажет: «Не хотите ли сняться в кино?» И вот ты думаешь: заработать или потратить? Я выбираю заработать. А отдыхать? Когда-нибудь отдохнем. И вообще, от чего я должен уставать? От зрителей? Сейчас они будут смеяться, плакать, рукоплескать, получать удовольствие – и я вместе с ними. Люди в Норильске кайлом добывают никель – вот они устают… Нет, конечно, тяжело, я сейчас привираю (смеется). Иногда приходится уговаривать себя: «Я не устал!»
Недавно я прожил в одной гостинице три месяца, и в столовой каждый день меня ждала одна и та же еда. Я подумал: грустновато, наверное, повару гостиницы каждый день варить эту сосиску, яйцо и картошку. Вот это грустно – пусть даже ты работаешь в королевском дворце, но тридцать лет варишь королеве одно и то же яйцо. Здесь бы я точно повесился… Артисты счастливые люди с их калейдоскопом жизни – и в хорошем, и в плохом смыслах».