Театральный сезон в Сарове открыл спектакль «Женитьба Бальзаминова»

Зрители смеялись до упаду! Так можно кратко охарактеризовать новую постановку Саровского драматического театра, открывшую юбилейный 75-й театральный сезон.

«Женитьбу Бальзаминова» по трилогии знаменитого драматурга Островского в нашем театре поставил режиссер Антон Морозов, с этого сезона – главный режиссер Саровского драматического.

Пьеса Островского, как мне видится, скорее сатирическая и лично у меня особого смеха не вызывает – наоборот, грустно и противно наблюдать, как главный герой из кожи вон лезет, чтобы заполучить богатую невесту, а вместе с ней – и халявные денежки. Интересно, что при сохранении основного массива текста Островского у Антона Морозова получилась легкая и искрометная, очень смешная комедия. Посмеяться тут есть над чем – присутствует и комедия положений: персонажи периодически влипают в дурацкие ситуации, выставляя себя не в лучшем свете. И комедия характеров – герои гипертрофированно маскарадные, о чем говорит и их специфический грим, отсылающий к комедии дель арте с ее картонными персонажами. Да и просто неожиданные отсылки к нашему времени – такие, как фраза Бальзаминовой «Вот какая у нас сторона! Уж самого необходимого, и то не скоро найдешь!» или «Китай на нашей стороне», вызывают дружный смех зрителей.

Спектакль чрезвычайно динамичен: герои постоянно в броуновском движении – бегают, прыгают, пляшут, гоняются друг за другом, убегают, лезут в окна, забегают в двери. Но это не раздражает, наоборот, смотрится очень органично.

Звездой постановки в роли главного героя Миши Бальзаминова стал Артем Жуков – и это точное попадание в персонажа, отточенная до мелочей роль, в которую он качественно вжился. Утрированная комедийность молодого глупого бездельника, падкого на чужие деньги, удалась артисту на сто процентов!

Под стать ему Светлана Киверская (вдова Белотелова) – также стопроцентное попадание в персонажа, ни с чем не сравнимое скучающее выражение лица – и это в момент, когда зрители просто заходятся хохотом. Показатель настоящего актерского мастерства!

Вообще спектакль отличился множеством чудесных актерских работ. Всегда радует острохарактерная Ольга Берзина (в роли Бальзаминовой), убедительный Руслан Шегуров (Лукьян Лукьяныч Чебаков), очаровательная Ирина Аввакумова (сваха Красавина), фокусирующий на себе внимание Анатолий Наумов (брат Ничкиной), обаятельная Юлия Французова (Анфиса). Все без исключения актеры оказались в спектакле на своих местах, и за это спасибо режиссеру и артистам-труженикам. Актерская молодежь – Алина Порхачева (Капочка), Мария Раздобарина (Устинька), Анастасия Андриевская, играющая сразу двух горничных, Дарья Усачева (Раиса) – чрезвычайно радует! Особенно хотелось бы отметить дебютантку нашего театра Дарью Усачеву – девушка сразу показала, что ей подвластна не самая простая комедийная роль. Надеемся, что в будущем в нашем театре у нее будет много ролей, интересных и разнообразных.

Даже проходные роли братьев Анфисы и Раисы молодые, но уже полюбившиеся зрителям актеры Павел Козлов и Андрей Кочетков расцветили и наполнили смешными деталями.

Неудобство, шаткость положения героев подчеркивают оригинальные декорации, расположенные так, что актерам приходится буквально карабкаться на них. В обуви на каблуках и огромных кринолинах!.. Само по себе это также довольно забавно.

Яркую картину спектакля дополняют сложные, очень красивые костюмы - подробные, с множеством интересных деталей, и любимая с детства музыка из советских комедий, которая, как ни удивительно, прекрасно вписалась в постановку. За весь этот фейерверк красок и звуков спасибо художнику-постановщику из Санкт-Петербурга Кате Никитиной и звукооператору Борису Андрееву.

Из зрительского зала горожане выходили в приподнятом настроении, эмоционально заряженные, - а это, согласитесь, лучшая рекомендация для комедии!

 

Антон Морозов: «Планирую развивать труппу»

Московский режиссер Антон Морозов поставил «Женитьбу Бальзаминова» уже в новом качестве – главного режиссера нашего театра. Напомним, до этого он ставил в Саровском драматическом два спектакля – «Свободный Тибет» и «Фантазии Фарятьева».

Мы спросили, как он ощущает себя в новой роли. Антон отметил, что уже хорошо знаком с администрацией театра, цехами, артистами, с большинством у него сложились хорошие отношения, и вступление в новую должность проходит органично и постепенно. По словам завлита театра Ольги Логиновой, артисты восприняли его вступление в должность позитивно. Настроение у всех приподнятое, на нового режиссера возлагаются надежды. Помимо того, что в театр по-прежнему будут приезжать разные режиссеры, главреж будет проводить стабильную генеральную линию.

Мы спросили о планах Антона на развитие нашего театра, есть ли у него задумки спектакля, который обязательно надо у нас поставить? «Спектакля мечты у меня нет, - ответил он. - Я беру материал, исходя из типажей и возможностей артистов.

Планирую развивать труппу: проводить тренинги для молодых актеров, разминки на малой сцене для тех, кто не занят в основных спектаклях, чтобы не растренировывались. Хотелось бы и осваивать новые формы, и участвовать в фестивалях, и развивать театральный подвал. Хочется, чтобы наш театр продолжил заявлять о себе на «большой земле».

В прошлом сезоне наш театр покинули пятеро молодых артистов, однако сейчас труппа пополнилась шестью актерами. Одна из них – Дарья Усачева – уже введена в премьеру и проявила себя как гибкая, многоплановая, органичная артистка.

Конечно, мы поговорили с режиссером и о премьере – комедии «Женитьба Бальзаминова». Он рассказал, что еще до окончательного выбора материала было ясно, что ставить будут Островского. Но что именно, стало предметом для дискуссий. Уже почти было решено ставить драму «Гроза», однако в итоге остановились на комедии.

Антон Морозов: «Комедия – жанр, который мне не то чтобы близок, но у нас, мне кажется, получилось сделать хороший спектакль, без шуток «ниже пояса» и при этом довольно смешной.

«Женитьба Бальзаминова» - это острая комедия: не в плане злободневности, а потому, что в ней есть энергия, жизнь. Это сатира, но мы вплели в нее элементы комедии дель арте, маски, над которыми смеяться всегда легче. Поэтому герои чуть плосковаты, но при этом они не ходульные, не картонные, зритель воспринимает их как живых людей и сопереживает им».

И правда, в финале спектакля потерпевшего неудачу Бальзаминова хочется пожалеть, тут на мгновение даже пробивается трагедия – но ровно до тех пор, пока он не произносит: «Маменька, как же хочется быть богатым!» И все возвращается на круги своя.

«Мы выдерживаем жанр, текст, - продолжает Антон Морозов. - Из трилогии про Бальзаминова были взяты первая и третья пьесы: «Праздничный сон - до обеда» и «За чем пойдешь, то и найдешь». Текст, конечно, пришлось подсократить.

Все артисты оказались очень органичны в своих ролях, все много репетировали, приложили к работе массу усилий. Особенно хотелось бы отметить Артема Жукова, который репетировал больше всех – по три вызова в день ежедневно. Он сделал свою роль очень точно.

Спектакль получился очень красивым благодаря художнику Кате Никитиной (это уже четвертый ее спектакль в саровском театре): декорации в виде огромной кибитки, стоящей на площади – такой элемент площадного театра, совершенно потрясающие костюмы. Много было споров насчет музыкального оформления. Мы использовали музыку из советских комедий намеренно; она создает светлое, уютное ощущение – это подсознательные ассоциации».

Режиссер и завлит считают, что новый спектакль вполне может стать некой заменой водевилю «Так не бывает!», который сейчас уже списан. Он почти такой же яркий и лёгкий для зрительского восприятия. Однако в «Женитьбе Бальзаминова» все же есть второй план в виде отсылок к прошлому нашего театра – прежде всего, благодаря реквизиту из других постановок: спасательный круг из «Горячего сердца» (тоже по Островскому), лошадь из «Белоснежки и семи гномов» и т.п. Театралы поймут!

чт, 09/28/2023 - 00:51