От классики - к индустриальной архитектуре. Как застраивался Саров в 60-е

Продолжая цикл статей об архитектуре Сарова, мы переходим от неоклассической архитектуры к архитектуре модернизма. Именно модернистский подход к планированию во многом сформировал городскую среду и образ нашего города. Постройки этого периода редко вызывают восхищение, но, возможно, если присмотреться к нему внимательнее, то можно проникнуться к нему большей симпатией.

Точкой отсчета смены архитектурной парадигмы в СССР стал 1955 год. Тогда вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», одномоментно завершившее эпоху неоклассицизма в архитектуре СССР. К концу 1950-х годов Саров представлял собой несколько разрозненных деревянных поселков и один район с классическими кварталами в стиле сталинского ампира. Город расширялся на север и на восток, и эта новая застройка уже резко отличалась от предыдущей, неоклассической.

-

 

Кварталы хрущевок

К новой архитектуре предъявляются другие требования: она не должна быть красивой, главное – экономичность и рациональность строительства. Архитекторы вынуждены подстраиваться под новый курс. Теперь главная задача проектировщика – создание выверенных экономичных планировок для универсальных типовых «коробок», которыми начинают застраивать города по всей стране.

Наш город не стал исключением, в новых кварталах тоже начинают появляться «хрущевки», однако городская среда меняется не радикально. Если пройти по проспекту Ленина с юга на север, можно заметить, что от квартала к кварталу на домах все меньше декора и переход к «хрущевкам» выглядит плавным и органичным. Кроме того, новые кварталы на пр. Ленина сохраняют периметральный характер застройки, поддерживая характер главной городской улицы.

Интересная планировка получилась на восточной окраине города в 1960-е годы. Улица Шевченко, разделяющая разные по стилю кварталы, стала пешеходным бульваром. Ее фасад сформирован красивыми неоклассическими зданиями с одной стороны и зелеными дворами хрущевок с другой. Незамкнутая структура новых кварталов на улице Куйбышева позволила сделать визуальный переход от одного стиля к другому не таким заметным.

-
Схема развития городской застройки с конца 1950-х по начало 1970-х годов. Саров, 1960

Одной из идей по модернизации строительства была индустриализация процессов. Стали появляться дома, собранные из произведенных на заводе унифицированных бетонных панелей. В нашем городе классическую панельную хрущевку не найти, почти все жилье продолжали строить из кирпича. Кирпичные серии были дороже в производстве, но для городов Средмаша использовали самые лучшие проекты.

На отдельных домах даже допускали такие вольности как декоративный карниз и оштукатуренный первый этаж, что придавало зданию более классический вид, визуально приближая его пропорции к золотому сечению. На улице Академика Харитона у некоторых домов первые этажи и простенки выделены фактурой стены, разделенной выступающими полосками из кирпича.

-

Еще одним доступным средством для придания типовым постройкам индивидуальности была работа с цветом. Дома красили в желтый, оранжевый и зеленый. На многих углы выделены полосками контрастного цвета, а на ул. Фрунзе, например, дома и вовсе становятся полосатыми – фасад расслаивается на белые и красные плоскости в высоту окон.

-

Помимо кирпичных серий в 1960-е годы в городе появилось несколько домов, собранных из крупных блоков, но это было скорее исключение из правил. Разработка новых планировок приводила к необходимости постоянно расширять номенклатуру бетонных блоков, что сильно усложняло производство. Один такой дом можно найти на ул. Куйбышева. На нем сохранились оригинальные балконы, декорированные металлом, с характерным профилем, набранным из маленьких пирамидок. Пока пропорции здания не искажены хаотично остекленными балконами, а их оформление остается одинаковым для всего дома, он смотрится как законченное произведение, строгое, но продуманное.

-
Проект школы, 1954 г.

-

Напротив этого дома расположена вторая школа. На ее примере видно, как упрощались проекты общественных зданий, подготовленные еще в эпоху сталинского ампира. Она строится по одной из поздних модификаций проекта архитекторов Гипрогора В.Смышляева, А.Цыпина, М.Иошпы. В первых версиях проекта в 1954 году фасады украшали пилястры, между окнами четвертого этажа предполагались барельефы, крышу украшала балюстрада с декоративной композицией - раскрытой книгой. От всех этих «излишеств» остался только карниз между третьим и четвертым этажом.

 

Северный микрорайон

С распространением новых серий типовых зданий меняется масштаб, с которым работают архитекторы. От проектирования фасадов они переходят к проектированию городской среды, где создают композиции из готовых зданий, отказываясь от привычной квартальной структуры в пользу микрорайонов. Новая градостроительная типология представляла собой укрупненный квартал со своей инфраструктурой и свободной расстановкой домов.

Первый микрорайон в Сарове начинает складываться в конце 1960-х годов на севере старого района, пристроившись к деревянной застройке поселка ИТР. Вдоль улиц Пионерской, Ленина и Харитона выстроились полукварталами четырехэтажные кирпичные дома, поддерживая еще классическую расстановку домов на главном городском проспекте. Пятиэтажки Северного переулка, построенные уже в начале 1970-х, расставляются свободнее – они подхватывают направление ул.Победы, идущей под углом к регулярной сетке кирпичных кварталов, огибая сохраненные участки лесного массива.

Сложная конфигурация Северного переулка позволила сохранить часть соснового леса. Перетекающие друг в друга дворы, соединенные множеством сквозных пешеходных тропинок, сформировали внутри микрорайона подобие небольшого парка.

 

Первые многоэтажки

Архитектурной доминантой микрорайона выступает белая девятиэтажка на углу улиц Победы и Харитона. Это один из первых высотных домов в нашем городе, которые стали появляться в конце 1960-х – начале 1970-х годов.

Точка Надежина, а именно такое название получила эта серия домов – была разработана в 1964 году архитекторами Н.Надежиным и В.Фромзелем, работавших в Ленинградском проектном институте. Изначально серия получила распространение в Ленинграде и северных областях страны, а затем добралась и до закрытых городов.

-
Точки Надежина

Придерживаясь принципов функционализма, архитекторы создают оригинальную архитектуру за счет работы с композицией здания. Одна половина дома смещена на пол-этажа вниз относительно другой. В первоначальном варианте особенность композиции подчеркивалась цветовым решением фасада: смещение объемов здания подчеркивалось выступающей стенкой из контрастного красного кирпича. В Сарове эти дома получили особенную отделку – белая плитка сделала игру объемов нюансной, но придала домам уникальности. Особенно эффектно эти дома смотрятся на улице Харитона и на углу улиц Ленина и Бессарабенко, где они спускаются с холма и тонут в зелени.

Первыми многоподъездными многоэтажками были дома на улице Шверника, построенные в 1968-69 годах напротив Дома со шпилем. Брутальные дома с гладкой стеной без балконов на главном фасаде получили в народе название «Бастилии» - видимо, за сходство со стенами средневековой крепости. Главным фасадам постарались придать выразительности, покрасив здание в белый цвет и оставив в красном кирпиче только вертикали лестничных клеток.

-
Универсам и бастилии
-
Строительство бастилий, конец 60-х

 

Магазины

Магазины по сравнению с жилыми зданиями выглядели более футуристично: сплошная витрина, поддержанная летящим козырьком, и оригинальная металлическая вывеска. По такому принципу строились новые магазины нашего города в конце 1960-х - начале 1970-х годов - «Северный», «Дора», «Универсам» и другие. Иногда стеклянные блоки магазинов встраивались в первые этажи типовых «хрущевок» - например, магазин «Восток» на пр.Ленина и «Салют» на ул. Харитона.

-
Магазины на первых этажах

Из всех павильонов 1960-1970-х годов выделялся цветочный магазин «Гвоздика» 1967-го года постройки. Здание отличает выразительная форма и оригинальный изломанный фасад, придающий павильону сходство с оранжереей.

Еще один магазин, построенный в 1967 году и изменившийся до неузнаваемости – универмаг «Юбилейный». Прекрасный образец модернизма, напрямую цитировавший классиков авангарда: первый этаж растворялся в витринах. В результате этого здание было словно подвешено в воздухе, а ленточное остекление через весь второй этаж эффектно разрезало фасад по золотому сечению. Довершали образ синяя плитка и вывеска, формировавшая легкий парапет.

Сейчас лаконичные фасады этих магазинов закрыты сайдингом, керамогранитом и металлическими кассетами, витрины заклеены, вывесок нет – не ценят у нас пока модернистскую архитектуру.

-
Магазин «Гвоздика»
-
Универмаг на пр. Ленина

 

Новые достопримечательности

Помимо новых кварталов в 1960-е в городе появилось два важных объекта, ставших городскими достопримечательностями.

В 1964 году завершается строительство нового пешеходного моста через реку Сатис по проекту главного архитектора города Н.В. Кузнецова. Новый подвесной мост заменил старый 1950 года постройки, опасно близко опускавшийся к поверхности воды, а также понтонные переправы, которые наводили здесь после его демонтажа.

-
Открытие обелиска Вечный огонь, 60-е годы 

Также в 1960-е в городе появляется знаковое общественное пространство – сквер с Вечным огнем. Сквер изначально планировался как продолжение Детского парка и должен был называться «Малютка». Коррективы внесло масштабное празднование 20-летия победы в 1965 году – тогда сквер решили сделать мемориальным.

В 1967 по проекту архитектора Н.В. Кузнецова был поставлен монумент с вечным огнем в новом сквере на пересечении пр. Ленина и ул. Александровича. Бетонный обелиск в форме скошенной пирамиды украшает бронзовый венок с орденом Отечественной войны и надпись, набранная тонкими металлическими буквами.

К началу 1970-х город каменная часть города увеличивается почти вдвое, формируется облик старого района. Новая эстетика строится на четкости линий и строгости форм, а потому, к сожалению, не терпит произвольных изменений. Каждый элемент здания функционален, но в отсутствие декора он же становится архитектурной деталью, поэтому любое изменение разрушает образ здания. В нашем городе жилая застройка этого периода по-прежнему выглядит неплохо, а вот достоинства общественных зданий остаются недооцененными. Остается надеяться, что когда-нибудь их тоже оценят и приведут в порядок, как это происходит сейчас с памятниками авангарда по всей стране.

сб, 10/21/2023 - 21:29