
«Два капитана»
Перед путешествием - если оно не спонтанное - я всегда намечаю, что и где хочу посмотреть. Во время поездки в Псков решила посетить музей книги «Два капитана». Да, в Пскове есть такой музей. Спросите, почему?
Ответ прост - здесь родился Вениамин Александрович Каверин (настоящая фамилия - Зильбер), автор этого замечательного романа.
Музей расположен он на первом этаже Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина, в бывшем Губернском доме. С 1990 года библиотека носит имя В.А. Каверина, а в 2002 году здесь открылся музей романа «Два капитана». Если приходишь сюда без экскурсии, то посещение бесплатное.

Музей занимает два небольших зала. Кстати, писатель до конца своей жизни поддерживал связь с псковской библиотекой, и в музее можно увидеть экспонаты, переданные ей в дар Вениамином Александровичем. Например, экземпляр романа «Два капитана» с автографом автора. В экспозиции собрано много материалов, рассказывающих о семье Каверина - его братьях Льве, Давиде и Александре. Лев Александрович был выдающимся микробиологом, вирусологом, иммунологом, онкологом, обнаружившим и исследовавшим вирус клещевого энцефалита. Давид Александрович работал в области медицины, был деканом Пермского мединститута. Александр Александрович был композитором.
Не менее интересны и родители будущего писателя: его отец, Абель Абрамович Зильбер - военный музыкант, капельмейстер, кларнетист, вместе с супругой Анной Григорьевной они открыли в городе магазин музыкальных инструментов.
Две витрины музея посвящены прототипам главного героя книги Саши Григорьева - ученому-генетику, профессору, заведующему кафедрой генетики и селекции ЛГУ Михаилу Ефимовичу Лобашеву, бывшему беспризорнику и воспитаннику детского дома, сумевшему закончить за три года курс естественного отделения физико-математического факультета ЛГУ, и летчику-полярнику Самуилу Яковлевичу Клебанову. Да, у Саши Григорьева было два прототипа: трудное детство будущего доктора наук описаны в первых трех частях романа, а материал для биографии взрослого Григорьева дал настоящий авиатор…
Несколько следующих витрин посвящены прототипам капитана Татаринова. За образом отважного исследователя Арктики стоят настоящие мореплаватели, путешественники и первооткрыватели: Георгий Яковлевич Седов - участник русско-японской войны, исследователь Севера, Георгий Львович Брусилов - племянник Алексея Алексеевича Брусилова, который совершил знаменитый Брусиловский прорыв, потомственный моряк, офицер, полярный исследователь, а также Владимир Александрович Русанов - выпускник Сорбонны, отважный российский исследователь Арктики.
На витринах музея - фотографии, документы, карты, части корабельного оснащения. В центре зала – флаг с крылатым выражением из книги, ставшим девизом для молодежи нескольких поколений: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».
Интересно посмотреть стенд с романом «Два капитана», изданным в разные года на разных языках – книг довольно много. Отдельная витрина рассказывает о мюзикле «Норд-Ост», поставленном по мотивам романа Каверина и печально известным после страшного теракта в Театральном центре на Дубровке… А еще в маленьком зале музея есть огромный атлас Арктики, обувь военных летчиков (такая же была у моего деда-штурмана!), обгорелые фрагменты самолета…
Словом, музей хоть и маленький, но абсолютно заслуживающий внимания и своей домашней атмосферой, и многочисленными фактами из жизни замечательного писателя.

О кино, печах и лицевом шитье
Пока дочь изучала возможности музыкальной студии в области ударных установок, я решила отправиться в один из намеченных к посещению пунктов – Двор Постникова. Это комплекс палат, памятник архитектуры XVII века, построеныx купцами Постниковыми.
Когда я добралась до места, первое, что увидела, была большая группа людей – а еще лестницы, корыта, корзины и прочие атрибуты жизни «старины глубокой», вокруг которых суетились какие-то люди. Оказалось, здесь готовились к съемкам исторического фильма. Так что мне удалось и экспозиции посмотреть, и немного понаблюдать за работой киношников.
В своей книге «Псковские каменные жилые здания XVII века» Ю.П. Спегальский пишет: «Эти палаты, вероятно, были одной из последних богатых псковских каменных жилых построек, сохранявших традиции архитектуры XVII в. Построены они были Постниковым - одним из богатейших псковских купцов конца XVII в. Устное предание говорит, что палаты с самого начала XVIII в. использовались для казенных надобностей и служили одно время тюрьмою. Отсюда и произошло их прозвище - «Мешок».
Кстати, когда видишь это здание без каких-то архитектурных украшений - просто стены и окна, - ощущение мешка очень даже приходит.
В музейно-выставочном центре я посмотрела несколько выставок - не очень больших, но весьма насыщенных экспонатами. Запомнилась выставка «Зеркало псковской печи», где представлены изразцы и части декора печей такой красоты, что глаз невозможно оторвать. Хочется запечатлеть каждый - с их мифическими существами, диковинными животными, звездными созвездиями. Некоторые изразцы составляют целые живописные картины с сельскими и лесными пейзажами. Путешествуя по залам, узнаешь, каким образом в Пскове появился портретный изразец с изображением английской королевы Елизаветы I, изучаешь трансформацию изразцов от красноглинных до полихромных…
Не менее сильное впечатление производит экспозиция «Лики прошлого. Возвращение», где собраны иконы XV-XVIII веков, а также образцы лицевого шитья - воздУхи, части Царских врат, деревянные фигуры святых и плащаницы, одна из которых, по преданию, была вышита руками первой жены Иоанна Грозного. Возле этих отреставрированных шедевров можно стоять долго, рассматривая каждую деталь сквозной резьбы, написания ликов и золотых стежков.
Выставка фарфора 30-40-х годов прошлого века напомнила выставку в нашей Маяковке, которую я с интересом изучала во время Ночи в музее. На улице рядом с «Мешком» есть несколько фотозон, а в малых палатах Двора Постникова проводят интерактивные программы для посетителей с детьми.