Фото:
«Павел Михайлович совершенно поразил меня…». К 120-летию П.М.Зернова

6 (19 по новому стилю) января в деревне Литвиново Владимирской области родился Павел Михайлович Зернов (1905-1964) – первый директор КБ-11 в 1946-1951 гг. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий СССР, почетный гражданин Сарова.

Когда в конце 1945 года стало ясно, что для развития работ по созданию ЯО необходимо их локализовать в научно-исследовательском КБ, будущий главный конструктор Ю.Б.Харитон отправился к Курчатову, чтобы вытребовать опытного директора. Тот посоветовал обратиться напрямую к правительству – и в приемной Политбюро Харитона познакомили с генералом Зерновым. Вместе они отбыли в Саров.

«Павел Михайлович совершенно поразил меня, – вспоминал Ю.Б.Харитон, – вот он оглядывается и говорит: «Так, вон там мы построим поселок для работников, тут – расширим завод, здесь пристроим, рядом сделаем…» – для него сразу было ясно, как именно все должно быть. И я тотчас понял, как удачно, что такой человек назначен начальником объекта».

Фамилию Зернова Харитон знал по своей недавней командировке в Германию, где в то время оба находились со спецзаданием. ЮБ занимался поиском и конфискацией немецкого урана, Зернов – важного промышленного оборудования («в ряде мест виднелись стрелки-указатели «хозяйство Зернова» – прямо в память врезались»).

Павел Михайлович (ПМЗ, как его потом будут звать на объекте) имел прочную славу выдающегося организатора. В 1941-м он был заместителем наркома танковой промышленности; в 1943-м возглавлял комиссию по восстановлению промышленных предприятий Сталинграда (Волгограда), Калинина (Твери), Калининграда; Кировского и Ижорского заводов в Ленинграде. В 1946 году он начал работать в КБ-11, в 1949-м – получил звезду Героя Социалистического Труда за работы по созданию и испытанию первого советского ядерного заряда РДС-1.

«Всему делу очень повезло, что встретились вместе эти два человека, – писал В.И.Алфёров, тогда заместитель главного конструктора. – Каждый из них порознь стоил многого, но вместе они составляли то золотое целое, то единство научной мысли и инженерной практики, которое обеспечивает успех крупномасштабному научному поиску».

Всего четыре с половиной года П.М.Зернов был директором объекта. За это время поселок превратился в город. При нем было построено более 350 зданий и сооружений: жилые дома, детские сады и школы, магазины, больницы, столовые, стадион и даже театр. «В 1949 году, когда страна еще только начинала после войны приходить в себя, – организовать здесь, в глухом месте, театр?! Это мог суметь только Павел Михайлович!» – восхищался Ю.Б.Харитон.

Biblioatom.ru пишет: «П.М.Зернову удалось создать в КБ-11 особенную психологическую атмосферу, которую отличали заинтересованность в результатах труда друг друга, благожелательность; высокий профессионализм кадров и бережное к ним отношение со стороны руководства; отсутствие бюрократии; комплексная забота «начальства» о сотрудниках; умение коллективно отдыхать в воскресенье; внимание к молодежи и ее нуждам.

Потом в своих воспоминаниях он рассказывал, как набирал со всей страны экстрамехаников, конструкторов и руководителей цехов опытного производства и разных вспомогательных служб, как противился сносу двух прекрасных храмов на территории монастыря, и все же позже, после его отъезда с объекта, их взорвали. Как поссорился с Берией, доказывая, что сталинские сроки создания атомной бомбы сорваны не из-за плохой работы ученых и конструкторов (как докладывали Сталину), а из-за сложности проблемы, как доказал необходимость немедленного строительства серийного завода, хранилища атомных бомб; как «пробивал» срочное строительство железной дороги с нормальной колеёй и т.д. и т.п…

Не все из задуманного удалось претворить в жизнь первому директору. Тяжелый инфаркт уложил его в августе пятидесятого года в постель. Он, мужественный и не сдающийся, через семь месяцев встал на ноги.

В 1951 году по состоянию здоровья П.М.Зернова переводят на работу в Москву, начальником отдела Первого главного управления. В 1953 году он становится начальником Главного управления приборостроения Минсредмаша, а в 1954 году - заместителем министра.

В архиве Музея ядерного оружия ВНИИЭФ хранится заявление П.М.Зернова от 21 июля 1950 года с просьбой об отпуске по заключению врачей: «В отпуске не был 11 лет, если не считать 1,5 месяца болезни в 1947 году». После инфаркта он вернулся в Москву, уже будучи заместителем министра среднего машиностроения СССР (в 1954-1963) не раз навещал КБ-11.

В память о Зернове его именем в Сарове названа одна из главных улиц и центральный парк.

По информации и фото группы ВК «Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ», www.biblioatom.ru