
Побывать в Египте и не посмотреть пирамиды, храмы, иероглифы и росписи, которым не одна тысяча лет, или хотя бы что-то из этого, - на мой взгляд, нонсенс. И как бы хорошо, сытно и удобно ни было в отеле, мы решили выйти из зоны комфорта (поездка только в один конец занимала почти четыре часа) и ранним утром отправились в знаменитый Луксор.
Конечно, все 18 достопримечательностей, часть из которых имеет статус всемирного наследия ЮНЕСКО, посмотреть за один день мы бы не смогли. Да и не хотели. Однако увиденное привело нас в восторг - как и миллионы туристов, уже побывавших в местах, где каждый камень буквально дышит многотысячелетней историей, и будет приводить еще сотни лет.
Поскольку февраль – самый холодный месяц в этой стране, утро, начавшееся в 4 часа, было, мягко сказать, ледяным. Мы кутались в куртки и просили водителя прибавить «печку». Однако уже через пару часов солнце порадовало теплом. Как только мы сели за столики в кафе и достали сухие пайки, нас тут же оккупировали бездомные кошки и собаки, коих в Египте немало. Кстати, многие собаки чипированы и совершенно не агрессивны, спокойно лежат на придорожном или пляжном песке и ни к кому не пристают. И в кафе они терпеливо дожидались – достанется ли им что-нибудь. А вот кошки лапами пытались вырвать себе «место под солнцем», то есть еду, едва мы опускали руку вниз. Их служители отгоняли, но очень аккуратно. Я так понимаю, здесь довольно лояльно относятся к бродячим братьям меньшим.
Дендера: храм богини Хатхор
Первый храм, который мы посетили, посвящен богине Хатхор. Это главная достопримечательность древнего города Дендера, расположенного на западном берегу Нила, в
Главный храм комплекса - в честь богини Хатхор. Он был возведен в греко-римский период истории Египта, в эпоху Птолемеев (поэтому на стенах есть изображения и египетских богов, и римских императоров), а обнаружили руины сооружения только в XIX веке под толстым слоем песка.
Богиня Хатхор особенно почиталась женщинами, ведь она олицетворяла собой плодородие, женское начало, красоту и силу, а также считалась богиней неба. Комплекс окружен высокой каменной стеной. Он включает несколько внутренних помещений – гипостильные и эллинистические залы: библиотеку и лабораторию, над входом высечен рецепт духов, который спустя несколько тысячелетий сфотографировали и вывезли во Францию, и теперь он используется в приготовлении известных на весь мир ароматов! В одном из залов среди многочисленных изображений скарабея есть одно - черного цвета. Как сказал гид, если до него дотронуться, из человека уйдет темная энергия. На всякий случай дотронулись.
В колонном (гипостильном) зале высятся огромные колонны, на капителях которых высечены изображения лица богини. Двадцать четыре колонны, по две с каждой стороны центрального прохода, и на всех - по четыре портрета в камне. Сложно - вернее, невозможно представить, как умудрились древние мастера, не имея современных инструментов, сделать скульптуры такими четкими и одинаковыми?!
На крыше есть несколько часовен, к ним ведут две лестницы – прямая и винтовая. В одной из часовен (они посвящены Осирису) на потолке - изображение знаков зодиака на карте, которую ученый-теолог Джон Х. Роджерс назвал «единственной полной картой древнего неба, которую мы имеем». То есть местные астрономы знали созвездия без всяких телескопов. У древних египтян год состоял ровно из 365 дней, разделенных на 12 месяцев по 30 дней в каждом, и был еще промежуточный месяц из пяти дней, во время которых отмечались дни рождения богов Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.

Карнак: величайший строительный проект Древнего Египта
Затем наш путь лежал к Карнакскому храму - одному из величайших строительных проектов Древнего Египта. Его начали возводить в древнем городе Фивы на правом берегу Нила еще в XX веке до н. э. и строили в общей сложности целых два тысячелетия, ведь буквально каждый правитель старался придать ему больше роскоши и блеска, чем предшественник.
Карнакский храм считается основным историческим памятником Египта. Это вторая по посещаемости достопримечательность после пирамид Гизы. Он, кстати, больше похож на город, чем на храм, ведь только один его главный зал с колоннами сопоставим по размерам с собором святого Петра в Ватикане. Наиболее зрелищное сооружение Карнака – храм Амона-Ра с десятью гигантскими пилонами (постройка в виде усеченной пирамиды). Кстати, один из них был не достроен, и по нему стало понятно, как именно шла стройка: делали кирпичи из глины, затем деревянные балки и по ним постепенно поднимали плиты. Здесь же - аллеи сфинксов и красивый колонный зал, возведенный в основном при Рамзесе II, одном из самых известных фараонов Египта. Все стены сооружений покрыты иероглифами, а в одном месте мы увидели египетские цифры и даже с помощью гида прочитали некоторые из них.
Тут же высятся знаменитые стелы - гигантские монолитные гранитные обелиски высотой более
Недалеко от храма находится священное озеро, воду из которого жрецы использовали для омовения статуй богов.
Привлекает внимание огромная статуя Рамсеса II, в ногах которого изображена супруга Нефертари. Вообще все здесь поражает размерами и совершенством формы. Стояла и думала: сколько сил, людей и времени потребовалось, чтобы все это возвести? И какого качества! Конечно, время беспощадно, но сохранность рукотворных сооружений просто поразительная.
Недалеко от центрального входа находится небольшой храм, посвященный божественной триаде Фив: верховному богу-творцу Амону-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу. Как заметил гид, это близко к православным храмам, центральный придел которого посвящен Иисусу, другие – Богоматери и какому-то святому.
Колоссы Мемнона: поющий фараон
После Карнака мы добрались до самого города Луксор, где сели на катер и переплыли на другой берег Нила. Крокодилов не видели, вода не то чтобы прозрачная, но прокатиться по самой длинной реке мира все равно интересно. Пообедав, отправились к еще одной известной достопримечательности древнего Египта - колоссам Мемнона, которые когда-то были частью монументальной аллеи, ведущей к поминальному святилищу Аменхотепа III. Во время землетрясения одна из статуй, изготовленных из огромных блоков (высота колоссов более
После колоссов путь лежал на фабрику алебастра, где вручную (!) из мрамора белого, черного и зеленого цвета изготавливают посуду, украшения интерьера и т.д. Нам даже показали сам процесс, в котором участвует несколько человек: один сбивает крупные части породы, второй шлифует напильником, третий делает отверстия и придает окончательную форму.
Когда ехали в автобусе, гид показал на небольшие домики у подножия горы: оказалось, что это брошенные жилища «черных» копателей.
.jpg?no-cache=1743186435329)
Храм Хатшепсут: сфинксы с лицом царицы
Последнее сооружение, которое мы успели посетить за день, начавшийся раньше восхода солнца – храм Хатшепсут, единственной женщины-фараона, которая всячески скрывала свою природу и даже носила накладную бороду. Нас встретил сфинкс с ее лицом, которое, кстати, было вполне себе миловидным и женственным.
В древности этот величественный храм называли Джесер Джесеру – «Священнейший из священных». Поминальное святилище возводили девять лет, причем часть его выбита в основании скалы, а поодаль от него усыпальница архитектора храма. Храм – это три большие террасы с рядами колонн из белого известняка и пандусами с лестницами, ведущими наверх. Внутри много святилищ и погребальных комнат. Храм украшают многочисленные сфинксы с лицом царицы и статуи.
Поразились, как за 3,5 тысячи лет краски не потеряли своей яркости, что же за удивительно развитые люди были древние египтяне?! На стенах видны древние рисунки, барельефы, письмена о событиях из жизни Хатшепсут. Кстати, многие ее изображения в других местах, да и здесь тоже, частично уничтожены по приказу ее пасынка. Сам храм лежит, если прочертить ровную линию дороги, посередине от храма Амона-Ра, такие тут были удивительные инженеры.
День оказался весьма насыщенным, но мы остались довольны поездкой.