Фото:
Скульптор Андрей Коробцов: «Искусство должно быть понятно людям»

Люблю такие выставки, где можно не только получить эстетическое удовольствие от созерцания предметов искусства, но и узнать что-то новое. Персональная выставка московского скульптура Андрея Коробцова «Рубежи» - одна из таких. Очень рада, что удалось побывать на вернисаже, где автор знаменитого Ржевского мемориала рассказал, как рождаются работы и какие истории им предшествовали.

Так, например, заметная фигура обвитого веревками полуобнаженного парня. Это дипломная работа Андрея - скульптура Евгения Родионова. История этого человека настолько пронзительна и трагична, что невольно всплывает вопрос: а смогла бы я, как он?

Андрей Коробцов: «Евгений Родионов - солдат-срочник, проходивший службу в первую Чеченскую кампанию и попавший в плен к боевикам. Заметив на его груди крест, исламисты жестоко пытали парня. И спустя 100 дней, в его 19-й день рождения, обезглавили за то, что он не захотел снять крест. Это была очень сложная работа. Я задавался вопросом, как в таком юном парне оказалось столько мужества принять смерть за веру. И в этой статичной фигуре мне хотелось показать внутреннюю силу, отобразить его несгибаемую волю.

Я изучил хронику, познакомился с его мамой. И когда пообщался с ней, я понял, почему Евгений такой. Когда Евгений Родионов пропал, его матери сообщили, что он дезертир. Она не поверила и поехала в Грозный искать своего сына. Там перед ней извинились, сказали, что он в плену. Она очень долго его искала, через местных пыталась узнать, у кого он может быть. Нашла тех боевиков, и палач ее сына согласился отдать тело за деньги. Мать продала квартиру и снова поехала в Чечню. Ей показали место, где закопали Женю, и наши солдаты помогали ей копать. Когда женщина увидела блеснувший на груди крест, она потеряла сознание. 

Похоронив сына, мать не знала, как жить. Стала заниматься волонтерством. Собирала гуманитарную помощь для бойцов и ездила в Чечню. В одну из поездок она заметила на шее одного бойца иконки на цепочке. И спросила, что это за святые. Солдат ответил: «Николай Чудотворец, Серафим Саровский и Евгений Родионов», не подозревая, что перед ним стоит мать того Евгения. То есть солдаты почитали погибшего воина, как покровителя. И на данный момент в Днепропетровске и в Сербии есть храмы в честь Евгения Родионова, хотя официально он не причислен к лику святых. Но народ его почитает».

И это история лишь одного экспоната! А их в экспозиции около 40. Среди них - макеты знаменитых памятников: Ржевского мемориала советскому солдату, скульптура мемориала «В память о мирных жителях СССР», серия скульптур воинов разных эпох, спортсменов и киногероев, а также большая тема, посвященная русскому балету и музыке.

Талантливый и глубоко мыслящий художник Андрей Коробцов оказался еще и очень открытым и простым в общении человеком. Он согласился дать нам небольшое интервью.

- Когда к вам пришло осознание, что вы станете скульптором?

Андрей Коробцов: «Самое мое первое воспоминание – мы сидим с папой на подоконнике и лепим из пластилина Винни-Пуха. Я лепил всегда, мне это очень нравилось, но, проходя по центральной площади города и видя памятник Ленину, я и представить не мог, что то, чем я занимаюсь, и то, что вижу каждый день, как-то взаимосвязано! Я стал скульптором благодаря родителям. Они настояли, чтобы я поступил в художественный вуз, а я мечтал стать рок-музыкантом. Спустя время я понимаю, что это было подростковое увлечение, и сейчас я чувствую себя на своем месте».

- Почему вы работаете в стиле реализма, ведь сейчас в основном популярна абстракция?

Андрей Коробцов: «Еще проходя обучение в академии, я для себя решил, что художник должен служить народу. А людям более близок и понятен реализм. Я, конечно, творю для себя и с помощью скульптуры высказываю свои мысли, но мне хотелось бы, чтобы зритель меня понимал. Поэтому в разрез с современными тенденциям и творческими течениями я выбрал реализм».

- Многие творческие люди утверждают, что не верят в музу и вдохновение, а секрет их успеха в каждодневном труде. А вы как считаете?

Андрей Коробцов: «Есть вещи, которые меня вдохновляют. Например, моя супруга – балерина Большого театра. Вся балетная серия создана благодаря ей. 

Но, к сожалению, чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что мое занятие – это ремесло, ежедневный труд. Если есть заказы, работаю над ними, если нет – полно идей, которые стремлюсь воплотить. Иногда в 4 часа утра из мастерской выползаю, забываю поесть. Вдохновения можно не дождаться, все время нужно что-то делать, иногда через не хочу».

- И все же, откуда приходят идеи? Как родился памятник Ржевскому солдату? 

Андрей Коробцов: «В первую очередь, прежде чем начать работу, нужно максимально изучить материал по теме. Я черпаю информацию из книг, фильмов, стихотворений. Это все переработалось, переосмыслилось и вылилось в такой замысел. В основу Ржевского мемориала легло стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом». Хотелось изобразить дух павшего воина, который воспарил над полем боя и разлетается клином журавлей.

Или, например, я прочитал в школьном учебнике историю про богатыря Евпатия Коловрата, защитника Рязани. И его образ несколько лет сидел в моей голове. И пока я его не слепил, он не отстал от меня!»

- Вы сказали, что любили рок. А что вы слушали?

Андрей Коробцов: «Раньше слушал «Led zeppelin», «Metallica», «Арию». Сейчас люблю работать под классическую музыку – Рахманинова или Чайковского. Иногда, конечно, хочется чего-то ритмичного, и тогда включаю рок. А вот богатыря лепил под фолк».

Выставка «Рубежи» продлится до 18 мая. Советую смотреть ее с экскурсией!

Фото Юрия Ватулина