Фото:
За кулисами - лето

Театральный сезон близок к завершению – прошла премьера театрального квартирника, и театр закрылся для зрителей до начала следующего сезона. 

О том, чем займутся артисты и режиссер в оставшееся до каникул время, чем порадует театр зрителей в новом сезоне, а также о том, как прошел театральный фестиваль в Сыктывкаре, куда наш театр возил спектакль «Петрополь. Часть 1. Шинель», мы поговорили с завлитом Ольгой Логиновой.

 

 

Важнее всего достучаться до зрителя

В начале июня творческая группа Саровского драматического театра побывала на Фестивале театров малых городов России, инициированном Театром Наций, который прошел в Сыктывкаре – столице Республики Коми. 

Ольга Логинова: «Впервые мы побывали на этом фестивале в 2012 году со спектаклем «Село С» Дениса Азарова, затем попали в конкурсную программу фестиваля в 2017 году с постановкой «Сбитый дождем» Галины Зальцман, и в этом году мы поехали туда в третий раз с малой формой – «Петрополь. Часть 1. Шинель» Антона Морозова». 

По словам завлита, фестиваль отличается от подобных тем, что творческая группа – актеры, постановщики и администрация – приглашаются на весь срок фестиваля, а не как обычно – приехали на пару дней, показали спектакль, быстро собрались и уехали. Для творческих групп была организована большая программа – мастер-классы, образовательные лекции, просмотр всех спектаклей и программ фестиваля. Это дает большие возможности для обмена опытом и впечатлениями, знакомства с актерами других театров и режиссерами, с которыми ранее работать не приходилось. Всего в конкурсной программе было представлено 15 спектаклей: 6 большой формы и 9 малой, отобранных экспертами из более чем 200 заявок.

«И в третий раз мы вернулись с фестиваля малых городов без наград, - отмечает Ольга Логинова. - Обидно и странно. Конечно, наше мнение пристрастно, но при этом мы видели, как принимают показ нашего спектакля коллеги. Мы получили большой зрительский отклик, причем не от рядового зрителя, а от наших коллег – людей насмотренных, работающих с хорошими режиссерами. Мы понимаем, что наш спектакль не просто конкурентоспособен, но и один из лучших в малой форме из представленных на фестивале. 

Но мы во всем ищем плюсы. Мы увидели много серьезных работ, познакомились с прекрасными людьми и поняли, что совсем необязательно театру быть большим и богатым, чтобы обрести своего зрителя и найти свое театральное счастье. Например, одним из конкурсантов был театр из с. Большая Атня с населением всего 3,5 тысячи жителей, и их спектакль - это пример отличной режиссуры и, в целом, хорошего уровня. Там же мы посмотрели потрясающий спектакль театра из г. Лысьва Пермского края «Господа Головлевы». Его, как номинанта «Золотой маски», показывали в Москве, и теперь те москвичи, которые не успели его посмотреть, ездят на «Головлевых» в Лысьву. 

Театральные критики дали нам понять, что новой режиссерской концепции мы не представили. И действительно, наш спектакль о милосердии к беззащитному, и в этом ничего нового нет. У нас зрительский спектакль, мы ставили его не с прицелом на фестиваль, а с понятным посланием нашему зрителю. Мы считаем, что о милосердии, сочувствии к ближнему нужно говорить постоянно, даже если это для кого-то не ново. Нам важнее достучаться до нашего зрителя, вызвать у него эмпатию, чем получить дипломы и признание критиков. Наш зритель для нас на первом месте». 

Ольга выразила благодарность организаторам и особенно куратору федеральной программы поддержки театров малых городов России Елене Носовой, которая вложила невероятное количество сил в организацию фестиваля. «Организовано все было на высшем уровне, - отметила завлит. - Нам было очень удобно работать, все наши желания предвосхищались техническими работниками фестиваля и Театра оперы и балета. Практически все малые формы фестиваля игрались на большой сцене этого театра, которую с помощью занавеса превращали в малую – так, что и актеры, и зрители оказывались на сцене. Вообще, участники фестиваля наводнили собой весь город, заняли все гостиницы и сцены, организаторам пришлось строить сложнейшую логистику». 

Ольга рассказала, что главный режиссер Саровского театра Антон Морозов приезжал на фестиваль всего на несколько дней. У него очень плотный рабочий график: не успел он выпустить премьеру балета «Конек-Горбунок» в Большом театре, как отправился на фестиваль в Сыктывкар, а оттуда улетел выпускать в «Урал Опера Балет» оперу «Снегурочка». 

«Мы ревнуем его чуть меньше, когда он «изменяет» нам не с драмой, а с оперой или балетом, - смеется завлит. - Но при этом он всегда с нами на связи и все контролирует, подбирает нам режиссеров для постановок. Зато в начале следующего сезона он выпустит у нас сразу несколько новых спектаклей: «Три сестры» А.П.Чехова, а затем «Петрополь. Часть 2» в малой форме. Сезон начнется с классики, и скорее всего, мы увидим академичное прочтение, хотя, не исключено, что в условных декорациях». 

 


Президентский грант и новая форма

Совсем недавно пришла новость, что наш театр получил грант президентского Фонда культурных инициатив, и в 2026 году в репертуаре Саровского театра появится совершенно новая для городского зрителя форма – спектакль-променад. Конечно, мы поговорили и об этом.

Ольга Логинова: «Пару лет назад я побывала на Всероссийском форуме театральных менеджеров в Нижнем Новгороде, где увидела несколько спектаклей, в том числе спектакль-променад «Погружение» Центра театрального мастерства. Это своеобразная экскурсия, в течение которой участники слушают в наушниках созданную для них режиссером и актерами историю. Идешь с проводником по улицам города, слушаешь атмосферные треки с историями разных людей и видишь места, чем-то значимые для них. Вот так и зародилась у меня мысль поставить что-то подобное в Сарове, но при этом связанное единой сюжетной линией. И придумалась история: старшеклассник, живущий в Сарове, мечтает поскорее вырваться на большую землю, оставив родной городок за плечами. Он не очень ценит свой город, ведь тот ему поднадоел и кажется тесным, скучным, здесь ничего не происходит, все давно знакомо. И та прогулка, на которую он ведет участников променада, - это его своеобразное прощание с городом. Он идет и вспоминает, что с ним происходило за 18 лет, что он тут прожил. И по истечении полуторачасовой прогулки с финалом на вокзале, когда он приходит к вожделенному поезду, который вот-вот увезет его в столицу, он вдруг понимает, как этот город ему дорог, что именно он его сформировал, без него он не стал бы таким, какой он сейчас. И осознает, что обязательно будет сюда возвращаться, даже если останется жить в мегаполисе. 

Мы решили подать на грант такую заявку. И подавали несколько раз, пока не победили, во многом благодаря неоценимой помощи Нижегородского проектного офиса ПФКИ». 

Режиссером постановки станет Антон Морозов, а драматургом выступит Евгения Алексеева, с которой наш театр познакомился во время работы над проектом «Своя территория» - тогда школьники города писали сочинения и рассказывали о себе, и это превратилось в пьесу «Такое чувство», написанную Евгенией Алексеевой, которую театр показал на фестивале в Омске. Работать с драматургом понравилось, и написать сценарий променада предложили ей. Она уже писала подобные сценарии, к тому же по одному из образований она психолог. 

Ольга Логинова: «Для нас это совершенно новая форма, в первую очередь технически. Мы поставим спектакль к концу весны 2026 года, ведь для его показа нужна хорошая погода. А сейчас у нас начнется период, за который нам с режиссером и драматургом надо простроить маршрут, понять, о чем мы будем рассказывать. Необходимое оборудование мы уже частично закупили, остальное приобретем на средства гранта.

Планируем, что в конце лета к нам приедет драматург, она погуляет по городу в сопровождении наших краеведов, они покажут ей достопримечательности, ответят на ее вопросы, помогут если не полюбить Саров, то, по крайней мере, почувствовать его и понять, какие локации будут наиболее интересны и какие истории можно к ним привязать. 

Мы позиционируем этот проект как променад для подростков, но на самом деле он будет интересен и взрослым участникам, и гостям города». 

 


Репетиции идут, костюмы крокодилов шьются

Ольга Логинова: «Наверняка наши зрители помнят «Фуню» - эскиз, показанный зрителям творческой лаборатории «Театр Наций – театрам атомных городов», проходившей в Сарове в 2024 году. После окончания Лаборатории мы решили превратить его в полноценный спектакль. К нам уже приехали режиссеры – Татьяна Родина и Артур Абачараев, и начались репетиции. В этот раз мы покажем историю юной крокодилицы Фуни полностью, спектакль будет предназначен для семейного просмотра, ведь в нем обозначаются очень важные для родителей моменты – например, о том, как важно прислушиваться к своему ребенку, позволить ему быть самим собой, а не тем, кем хотят видеть его родители. Уже конец сезона, все очень устали, поэтому режиссеры обещают сделать репетиционный процесс максимально увлекательным. Если погода позволит, это могут быть даже репетиции в формате пикника. Главное – получить удовольствие от работы, ведь это потом непременно отразится на атмосфере спектакля!» 

Фото из архива Саровского драматического театра