Фото:
Сотрудница ВНИИЭФ Наталия Товкайло покорила вершину Эльбруса

С 21 по 29 августа лидеры проекта «ЗОЖ—амбассадоры» отправились в большое путешествие на Эльбрус. Среди них - инженер-конструктор первой категории ИЛФИ, мастер спорта по лыжным гонкам Наталия Товкайло. Конкурс длился шесть месяцев, основной задачей было вдохновить как можно больше людей на примере собственного образа жизни: тренировки каждый день, организация соревнований, продвижение ЗОЖ…

Наталии удалось объединить 70 человек не только из Сарова, но и из Москвы и Трёхгорного. Лучших ЗОЖ-амбассадров Росатома ждал приз – восхождение на Эльбрус! Наталия рассказала «Новому городу», как это было.

«На период нашего путешествия погода была отличная — светило солнце! Мы поднимались с юга на западную вершину. Начали свой путь на вершину Эльбруса с поселка Терскол на высоте 2100 метров. Нас сопровождали три гида - сначала двое, а непосредственно перед восхождением на высоту до 5642 метров присоединился еще один.

Важный этап подготовки к восхождению — экипировка. Она начиналась со слоя термобелья, поверх надевалась флисовая кофта, а потом - влагозащитная куртка. На подходе к вершине нам понадобились пуховики. На ногах - сноубордические штаны, обувь – высокогорные ботинки, на них крепились «кошки» - металлические приспособления для уменьшения скольжения. На руки надевали флисовые перчатки, а поверх них - верхонки (специальные варежки для восхождения). И обязательно шапка, внутри которой флис, так она защищает от ветра. Лицо закрывала сноубордическая маска. Было очень много снаряжения - страховочная обвязка, ледоруб, треккинговые палки и рюкзак с самым необходимым.

22 августа у нас был первый акклиматизационный выход. На высоте 2200 м я чувствовала себя хорошо. Вообще, за весь период путешествия голова болела только один раз - на выходе 4700 м в так называемом месте скалы Пастухова. Там пришлось выпить обезболивающую таблетку.

В первый день мы прошли около 22 км, набрав 900 метров высоты —  это более пологий путь, который занял около девяти часов. Во второй день у нас ушло меньше времени — семь часов, но с более крутым маршрутом длинной 8 км - набор высоты около 750 м. И вот мы на высоте 3450. Виды открывались сумасшедшие! Но удавалось насладиться ими только на остановках, ведь весь путь нужно смотреть под ноги. Несмотря на мою физическую подготовку, мышцы на ногах забивались. Настоятельно рекомендую сто раз подумать перед путешествием на Эльбрус.

День третий. Прождав две очереди, мы поднялись на «олдскульном» фуникулере на высоту 3700 м. Разместились в отеле «Бочки» - это огромные цистерны, в которых умещается по десять спальных мест. Вид из окна великолепный! Переобувшись в высокогорные ботинки, снова отправились в путь.

Казалось, чем выше мы поднимались, тем дольше нам давалась высота - преодолев 2,7 км, мы набрали 300 м.

Четвертый день выдался сложным. Мы вышли в 9.30, нещадно пекло солнце, хотелось мазаться солнцезащитным кремом каждые пять минут. Но поднимаясь все выше и выше, одежды на нас прибавлялось - на финишной прямой даже надели пуховики. Мы преодолели 6 км с набором высоты в 900 м. Ощущала я себя достаточно комфортно, но пришлось утихомирить головную боль таблеткой. Дальше нас ждали снежно-ледовые занятия: учились ходить в связке, зарубаться ледорубом и перестегиваться. Горы - это очень серьезно.

И вот он – долгожданный день! Мы вышли в два часа ночи, спустя 40 минут нас вез ратрак на высоту 5000 м, откуда мы начали свое восхождение пешком. За семь часов прошли 5 км пути, набрав высоту 642 метра.

И вот она - вершина Эльбруса! Мы обнимались и плакали. Это было то самое чувство, когда ты – здесь и сейчас. Несмотря на все трудности, мы смогли сделать это именно этой командой, благодаря именно этим людям. И это было потрясающе!

Градусник показывал около -8, но из-за ветра казалось, что холоднее. Хотя гиды сказали, что это - даже не ветер: иногда бывают порывы такой силы, что тяжело устоять на ногах.

Советовать восходить на Эльбрус я все-таки не буду. Кто бы что ни говорил (якобы на Эльбрус можно прямо «забежать»!) - это далеко не так. С полной уверенностью могу сказать, что восхождение - это сложно. Оно требует не только физических, но и моральных сил. Я видела, как у людей болела голова, как их тошнило, у кого-то мутнело сознание, кто-то не мог дальше идти и разворачивался. Это все не шутки.

Но самое опасное - непредсказуемость погоды. Нам повезло — погода благоприятствовала. Хотя буквально за три дня до нашего восхождения на вершине было 30 градусов мороза! В такую погоду мы бы не пошли.

С одной стороны, я не уверена, что когда-нибудь вновь вернусь покорять Эльбрус, потому что знаю, какие трудности испытывает организм. Но с другой стороны, хочется проверить себя и попробовать подняться на вершину не с 5000, а с 4100 метров.

Самое главное, что дало мне восхождение – это люди. Знакомство с классными ребятами – амбассадорами ЗОЖ. И с человеком, с которым мы - на одной волне, родные души – с Анастасией Федоровой. Мне кажется — это главное.