
В «НГ» №50/2021 г. мы уже поднимали тему снабжения инвалидов нашего города средствами реабилитации. И вот в начале года эта тема нашла продолжение.
20 января состоялась пресс-конференция председателя городской думы Антона Ульянова и председателя саровского общества инвалидов Валерия Семикова о проблемах людей с ОВЗ. Подчеркивая актуальность встречи, Антон Ульянов отметил, что достаточно большой процент населения сегодня - от 3 до 5 процентов - составляют люди с ОВЗ.
Первый вопрос касался выдачи средств реабилитации.
В сентябре прошлого года в офисе саровского общества инвалидов (ул. Бессарабенко, 14) открылся Центр выдачи средств реабилитации, который должен был решить вопрос удобства получения этих средств инвалидами. Но не решил, так как машины по-прежнему приезжают в город на три часа и свою продукцию в центре не оставляют. К тому же не все инвалиды знают, что имеют право получить средства реабилитации по месту жительства.
Антон Ульянов подчеркнул, что по закону люди с ОВЗ или их представители имеют право попросить организовать доставку средств реабилитации на дом. Однако поставщики либо отказывались это делать, либо просили выйти к подъезду. Саровские депутаты вышли на связь с Нижегородским фондом социального страхования и предложили обсудить этот вопрос. Руководство фонда откликнулось, прошло совместное совещание. Директор ФСС поручил проработать вопрос с поставщиком, поскольку у регионального фонда есть возможность за неисполнение обязательств по контракту накладывать на поставщика штрафные санкции. Что касается перспективы работы пункта выдачи в Сарове, не прекращаются попытки договориться о гибком графике выдачи средств реабилитации в Сарове и возможности оставлять их на нашем складе. Но дли этого необходимо решить вопрос с материальной ответственностью. По словам Валерия Семикова, этим вопросом они сейчас занимаются.
Валерий Семиков: «В Центре выдачи созданы все условия. 21 января состоится очередная поставка, мы будем договариваться, чтобы для начала увеличить время выдачи - не с 8.00 до 11.00, а дольше. Потом будем работать над возможностью юридического оформления материальной ответственности, возложенной на совет инвалидов».
Как считает Антон Ульянов, позитивные сдвиги в этом вопросе есть, можно надеяться, что проблема будет решена окончательно.
Еще один вопрос, интересующий людей с ОВЗ, – социальный транспорт для перевозки неходячих инвалидов.
По словам Антона Улянова, при планировании городского бюджета вопрос о выделении средств на покупку специального транспорта не поднимался, поскольку в полномочия органов местного самоуправления организация такого такси не входит. Данная проблема обсуждалась с городскими предпринимателями, работающими в сфере перевозок. Дума готова оказать грантовую поддержку, но сперва необходимо определить потребность маломобильных граждан в данной услуге.
Еще одна проблема - компенсация оплаты поездок в Нижний Новгород человеку с ОВЗ или его представителю.
Антон Ульянов: «В полномочия органов местного самоуправления такая возможность не входит. Но мы понимаем, что перевозка нужна не только маломобильным гражданам, но и людям после операции. Предпринимательское сообщество откликается на наши просьбы, но все же бесплатно делать это не может. Грантовая поддержка в этом вопросе может быть осуществлена. Мы обратимся в Управление социальной защиты населения Сарова, чтобы нам помогли определить, какова востребованность этой услуги».
Возврат средств идет через фонд социального страхования в случае, если поездка осуществляется по утвержденному маршруту. Наши городские перевозчики имеют статус заказных рейсов, за них компенсация не положена. По словам Антона Ульянова возобновление маршрута - задача непростая.
Антон Ульянов: «Мы этим вопросом занимаемся, однако как все будет реализовано, пока вопрос. На основании действующих нормативных документов людям с ограниченными возможностями здоровья возвращается оплата до четырех поездок в год при условии, что поездка осуществляется маршрутным междугородним транспортом. Но наши перевозчики осуществляют заказные перевозки, поэтому возврат средств не производится. Раньше был маршрут из Сарова в Нижний Новгород, его возобновление - задача непростая. Мы договорились с региональным ФСС, чтобы проработать вопрос внесения корректировки в нормативную базу, расширив перечень применения льгот и на заказные маршруты».
Что касается реализации в Сарове программы «Доступная среда», Антон Ульянов отметил: при строительстве объектов городской инфраструктуры учитываются интересы маломобильных граждан, это жестко регламентируется нормативами, в комиссии по приему входит председатель общества инвалидов. Председатель думы привел в пример строящуюся школу № 11, где ширина дверных приемов и оснащение учитывает потребности детей с ОВЗ, которые в дальнейшем могут там учиться. Много внимания уделяется и социально значимым объектам: отделениям банков, поликлиникам, Пенсионному фонду и т.д. Происходит их постепенное переоборудование. Одно из масштабных дел - закупка городом восьми новых автобусов с подъемными механизмами. В приложении «Умный Саров» такие автобусы выделяются особым значком, чтобы человек мог отследить, когда такой автобус подъедет к остановке.
Председатель городской думы также предложил ввести представителей саровского общества инвалидов в состав нескольких городских комиссий – например, по безопасности дорожного движения. Он посоветовал людям с ОВЗ и их опекунам активнее принимать участие в работе общества инвалидов, не стесняться вносить свои предложения по улучшению условий жизни маломобильных граждан. «Никто не застрахован ни от тяжелых заболеваний, ни от травм, поэтому прошу всех горожан внимательнее относиться к людям с ОВЗ и прилагать больше усилий, чтобы их жизнь была более полноценной», - подчеркнул он.