
30-31 июля сотрудник ВНИИЭФ и фотограф нашей редакции Анатолий Белухин впервые в качестве волонтера побывал на торжествах, посвященных прославлению преподобного Серафима Саровского в лике святых. Мы побеседовали с ним и узнали, как все прошло и какие впечатления от волонтерства остались у нашего коллеги.
«Зеленые человечки»
По словам Анатолия, всего в торжествах должны были принять участие около 300 волонтеров, но к служению приступили порядка 240 – то есть людей не хватает. Руководили волонтерами кураторы, они распределяли их по служениям и отвечали на все возникающие вопросы. Для волонтеров был создан специальный чат в Телеграме, где выкладывалась необходимая информация, обсуждались вопросы, распределялись обязанности.
Накануне торжеств в саровском волонтерском центре «Радость моя!» под руководством Анны Куцык состоялось собрание, где волонтерам выдали форму, а Анатолия назначили старшим группы саровских волонтеров на торжествах Серафима Саровского. Всего в Серафимовых днях приняли участие семь саровских православных волонтеров.
Все волонтеры носили специальную форму – ярко-зеленые футболки, такие же куртки с надписью «Православный волонтер». Надевая форму, волонтер становился «зеленым человечком», как они в шутку называли друг друга. Всех снабдили бейджами. Помимо православных волонтеров Нижегородской епархии на празднике помогали и добровольцы «Единой России».
Армейские палатки и походные кухни
Палаточный лагерь для паломников организовали «Единая Россия» и Росгвардия. Росгвардейцы установили порядка 40 больших армейских палаток, а в них соорудили двухъярусные нары.
Две палатки были отведены под столовые, или трапезные, как их принято называть в монастырях. В одной трапезной кушали паломники, в другой – волонтеры. Готовили пищу профессиональные повара на дровах на специально организованных походно-полевых кухнях, установленных под навесами.
«Нас, волонтеров, кормили завтраком, обедом и ужином, - рассказал Анатолий. – На завтрак - каша, яйцо, чай с булочкой, на обед – первое, второе и чай или компот с выпечкой. Ужин тоже сытный. Все было вкусно, и хотя без изысков, все ели с удовольствием».
В лагере были оборудованы деревянные туалеты и душевые кабины – правда, с холодной водой, которая подавалась по шлангам. Были и камеры хранения, а неподалеку - огромная автостоянка для паломников и волонтеров.
Помимо кухонь и трапезных, где всех кормили бесплатно, в лагере работало кафе, здесь можно было купить еду и вкусняшки – например, мороженое.
В лагере дежурила полиция – ей была отведена отдельная палатка. В другой палатке проходила регистрация паломников – место в лагере получали только те, кто зарегистрировался.
До монастыря для волонтеров был организован автобусный маршрут, хотя если идти пешком, то это занимало всего 10-15 минут.
Волонтерские служения
Какие были служения или, как их называют в монастырях, послушания?
Во-первых, стоять в оцеплении в монастыре – оказывать помощь полиции в обеспечении порядка. Например, 31 июля, когда в Дивеевский монастырь прибыли архиереи и игумены других монастырей, волонтеры помогали выстроить коридор, чтобы церковнослужители могли спокойно пройти сквозь толпу в храм. Другие волонтеры обеспечивали оцепление определенных зон в храмах. Вместе с сотрудниками полиции и священниками волонтеры дежурили на четырех монастырских КПП. На каждом стояли магнитные рамки, где проверяли багаж паломников. Если находились подозрительные предметы, их надо было сдать в камеру хранения, оборудованную у КПП – проще говоря, в ящик, откуда на выходе из монастыря свои вещи можно было забрать. Была и камера хранения для крупногабаритных вещей. У каждой дежурил волонтер. Выход из монастыря был организован отдельно, без рамок и досмотра.
Было у волонтеров и послушание на кухне – накрывать на столы, убирать их после трапезы, упаковывать хлеб и приборы в салфетки. У одной из саровских волонтеров было послушание выдавать паломникам в лагере одеяла.
Еще кураторы интересовались, имеет ли кто-то опыт алтарничества – прислуживания во время богослужения в алтаре. Но среди саровских волонтеров таких не оказалось.
День первый: ознакомительный
Анатолий Белухин: «Первый день – 30 июня – был ознакомительным. Утром мы подъехали к монастырскому паломническому центру, зарегистрировались, познакомились с куратором. Для волонтеров провели экскурсию, показав достопримечательности монастыря и КПП для паломников, туалеты и другие важные объекты. Ведь волонтеры должны быть способны ответить на все вопросы паломников. В чате была помещена карта монастыря, которой большинство волонтеров и пользовалось.
Я запомнил все сразу. Первое КПП – со стороны ул. Арзамасской, второе – у Саровских врат, третье – со стороны трапезного храма, четвертое – со стороны канавки, за алтарем нового Благовещенского собора.
Больше в этот день служений не было – мы с товарищем съездили на источник, искупались, обошли все мощи. Людей в тот день было еще немного. Вечером около Троицкого собора проходила репетиция оцепления – волонтерам показали, где стоять во время богослужения, куда идти, что делать. Мы изначально хотели попасть в оцепление и высказывали это пожелание куратору. Но нас почему-то в этот список не включили, и мы попали на дежурство на четвертое монастырское КПП. Поэтому в вечерней репетиции не участвовали. Вечером нас попросили немного «покрутить хлеб» в лагере (то есть упаковывать его в салфетки, – В.А.). Потом мы вернулись в Саров».
День второй: паломники со всей страны
«На следующее утро началось наше дежурство на КПП, - продолжает Анатолий. - 31 июля мы стояли там с 9 утра до полудня, а также с 9 вечера до полуночи – во время всенощного бдения. Наша задача была отвечать на вопросы паломников, помогать им сориентироваться, направлять их на досмотр через магнитную рамку. В целом обстановка была спокойной, хотя паломники массово прибывали из всех уголков страны. Самыми беспокойными оказались цыгане – они перемещались большими группами, и если что-то было не по ним, громко скандалили. Их успокаивали полицейские».
Не обошлось и без курьезов. К КПП, где дежурил Анатолий, подошла дама с ящиком, а в нем… - ворона! Она попыталась передать волонтерам ящик с птицей, но он сквозь решетки забора не проходил. Дама настаивала на том, чтобы ворону выпустили именно в монастыре. Рассказала, что у птицы было перебито крыло, женщина ее выходила и теперь хочет, чтобы ворона жила в монастыре. «Мы предложили ей выпустить птицу рядом с монастырем, и она сама улетит туда, если захочет, - вспоминает Анатолий. - Но женщина стояла на своем, начала шуметь. Пришлось вмешаться полиции. Но в основном паломники вели себя нормально».
По словам Анатолия, паломники в Дивеево съехались отовсюду и очень разные. Были и немощные, которых везли на колясках, как старики, так и молодежь – семьями, с грудными детьми на руках. Где еще увидишь такую разношерстную публику?
В пять вечера началось архиерейское богослужение, и волонтеры, у которых в то время не было послушаний, отправились на встречу архиереев, помогать в оцеплении. Анатолий с товарищем оказались на оцеплении в храме. К богослужению прибыли несколько митрополитов, в том числе Нижегородский и Арзамасский Георгий, а также множество игуменов монастырей. Началось богослужение, людей на площади сильно прибавилось. В Дивеево стекались крестные ходы из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Богородска, Выксы, Сарова и т.д. Была организована исповедь – на площади через каждые несколько метров у аналоев стояли порядка сорока священников. Там же установили два огромных монитора – для тех, кто не вместился в храм. Отдежурив на площади и отстояв на КПП до полуночи, саровские волонтеры отправились домой.
По словам Анатолия Белухина, работа волонтеров на торжествах была организована в целом неплохо, перегрузки не было, дали возможность отдохнуть и поучаствовать в богослужении, что для православных людей очень важно. При этом удалось посетить достопримечательности монастыря, главные из которых – мощи святых, почитаемые православными как вместилища благодати Божией. 31 июля после окончания богослужения волонтерам разрешили приложиться к открытым мощам Преподобного, хотя обычно паломники прикладываются к стеклу над мощами.
«Обстановка была дружелюбная – все называли и считали друг друга братьями и сестрами. Работа размеренная. И отдохнули, и потрудились в меру», - подытоживает Анатолий. На следующий год он собирается вновь поучаствовать в Серафимовых днях в качестве волонтера.