Социальный фонд: что изменилось в работе и куда обращаться саровчанам

С 1 января начал работу Социальный фонд – новое ведомство, которое появилось в результате объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Корреспондент «НГ» обратился в Социальный фонд по Нижегородской области, чтобы узнать, что изменится в работе ведомства, как будут производиться выплаты и куда теперь обращаться саровчанам по вопросам оказания услуг соцподдержки и соцстрахования.

 

Все меры поддержки – в одном фонде

- Каких преимуществ удалось достичь после объединения двух ведомств?

«Создание Социального фонда решает сразу несколько задач. В первую очередь - повышение качества обслуживания граждан, в том числе путем упрощения доступа к государственным услугам.

Новая структура упрощает процедуры получения выплат. Раньше для получения полного объема социальной поддержки человеку приходилось обращаться и в ПФР, и в ФСС: например, пенсия по инвалидности выплачивалась в ПФР, а средства реабилитации люди получали через ФСС. Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет работающие родители получали из ФСС, а материнский капитал - от ПФР. Для получения набора социальных услуг нужно было подавать заявление в оба фонда: в ПФР – о получении денежной компенсации услуг, в ФСС – о получении непосредственно самих услуг, например, путевки в санаторий. Теперь в рамках «одного окна» можно оформить все необходимые меры поддержки, что позволяет сэкономить силы и время.

Создание Социального фонда благоприятно отражается и на юридических лицах: раньше они сдавали отчеты и в ПФР, и в ФСС, сейчас действует объединенная форма. Всё это позволяет упростить документооборот для предприятий и снизить риск бухгалтерских ошибок».

- Какие функции и задачи выполняет Социальный фонд?

«К социально значимым функциям СФР относится назначение и выплата пенсий и государственных пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству. Социальный фонд ведет индивидуальный учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а также организует инвестирование средств пенсионных накоплений. Кроме того, фонд занимается оценкой финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, работает над долгосрочным прогнозированием их развития. Предоставляет государственные гарантии, меры социальной поддержки и социальные услуги, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи. Социальный фонд организует мероприятия в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц».

 

Выплаты - те же, а процедуры получения стали проще

- В связи с реорганизацией и объединением двух фондов в один, что изменится для жителей Сарова в плане получения услуг? Каков перечень предоставляемых услуг, а также порядок их предоставления?

«Объединение фондов – это, прежде всего, упрощение процедуры выплат, а не изменение правил их назначения. Даты доставки пенсий и пособий сохраняются. Саровчане продолжат получать пенсии и социальные выплаты в прежние сроки.

Порядок предоставления услуг тоже остается прежним - сохраняются все действующие до объединения программы ПФР и ФСС. Это касается и страхования от несчастных случаев на производстве, и работы с инвалидами по предоставлению технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения. Продолжается правительственная программа господдержки работодателей, которая была запущена в марте 2021 года.

Наша главная задача сейчас – улучшить качество обслуживания, предоставлять меры поддержки быстрее и в более удобной форме. Большинство услуг сейчас предоставляется без привязки к месту жительства человека. То есть пенсионеры, семьи с детьми, инвалиды могут обращаться туда, куда удобно – будь то ближайшая клиентская служба Социального фонда или МФЦ (это зависит от конкретной услуги)».

- Нужно ли заново подавать документы для назначения пособий и пенсий?

«Никаких изменений не будет, сохраняется прежний порядок. Поэтому представлять какие-либо документы заново не нужно».

- Что будет с пенсионными накоплениями и маткапиталом после объединения?

«Объединение двух фондов не повлияло ни на порядок выдачи государственного сертификата на материнский капитал, ни на порядок рассмотрения заявления о распоряжении средствами маткапитала. Услуга по информированию о размере маткапитала также остается прежней. Кроме того, объединение не повлияло и на условия формирования пенсионных накоплений: они по-прежнему будут формироваться в выбранной управляющей компании. Также можно выбрать другую управляющую компанию, с которой у Социального фонда заключен договор доверительного управления пенсионными накоплениями».

 

Сегодня Социальный фонд предоставляет услуги:

- страховые пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца;

- государственное пенсионное обеспечение (социальные пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца, пенсии военнослужащим, ветеранам войны, госслужащим, чернобыльцам и т.д.);

- пенсионные накопления – формирование и инвестирование;

- федеральная социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера;

- социальные выплаты ветеранам, инвалидам и другим гражданам, имеющим право на федеральные социальные льготы;

- средства материнского капитала;

- единое пособие на детей и беременных женщин (новая услуга);

- выплаты военнослужащим и членам их семей;

- меры поддержки пострадавшим от радиации;

- компенсацию инвалидам стоимости полиса ОСАГО;

- меры поддержки реабилитированным жертвам политических репрессий;

- пособия по временной нетрудоспособности (больничные);

- пособия по беременности и родам;

- пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих и неработающих граждан;

- выплаты пострадавшим на производстве и членам их семей;

- родовые сертификаты;

- технические средства реабилитации;

- путевки на курортно-санаторное лечение для льготных категорий граждан.

 

Новые меры поддержки и увеличение МРОТ

- Какие новые меры поддержки, льготы и пособия начали действовать с 2023 года?

«Единое пособие для семей с низким доходом – одно из первых нововведений. Единое пособие заменило пять ранее действовавших мер поддержки - это две ежемесячные выплаты на первого и третьего ребенка до 3 лет, две ежемесячные выплаты на детей от 3 до 8 лет и детей от 8 до 17 лет, а также ежемесячную выплату по беременности.

Такой мерой государственной поддержки могут воспользоваться саровчане, в семьях которых среднедушевой доход меньше прожиточного минимума на человека (с 1 января 2023 года величина прожиточного минимума на душу населения в Нижегородской области составляет 13513 рублей).

Чтобы получить выплату нового единого пособия для семей с низким доходом, нужно подать электронное заявление через портал «Госуслуги» или обратиться в клиентскую службу Социального фонда по месту жительства или в МФЦ. Для назначения выплаты понадобится только заявление. Сотрудники Социального фонда самостоятельно запросят необходимые документы из организаций. Решение о назначении пособия будет вынесено в течение десяти рабочих дней».

Также с 1 января изменились минимальные и максимальные пределы для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. С этого года пособия рассчитываются из заработка, полученного в двух предшествующих годах. Кроме того, с 1 января увеличился МРОТ до 16242 рублей.

Теперь пособие по временной нетрудоспособности по страховому случаю, наступившему после 1 января, составит 533,98 руб. в день - при страховом стаже более 8 лет. При стаже от 5 до 8 лет выплачивается 60%, менее 5 лет - 80% от среднего заработка.

Размер минимального стандартного (140 дней) пособия по беременности и родам будет равен 74757,20 руб., максимальный - 383178,60 руб.

Максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет составит 33 281,80 руб. в месяц. А с 1 февраля минимальный размер этого пособия в связи с индексацией (вне зависимости от того, первый это ребенок, второй или третий), составит - 7677,81 руб».

 

Дистанционная подача заявления

- Каким образом саровчане могут отслеживать начисления и положенные им пособия и льготы? Какие выплаты можно оформить дистанционно?

«Всю информацию по начислениям и мерам поддержки можно найти в личном кабинете на сайте Социального фонда. Продолжают действовать всем привычные электронные кабинеты Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, где можно посмотреть всю информацию по выплате больничных листов, пособий по материнству и детству, пособий инвалидам, по техническим средствам реабилитации, по несчастным случаям на производстве и другим направлениям. Остаются электронные сервисы - к примеру, мобильное приложение «Социальный навигатор», где можно узнать всё о социальных гарантиях в разных жизненных ситуациях.

Для подачи заявления, не выходя из дома, в настоящее время работают более ста онлайн-сервисов на портале госуслуг. Оформление многих выплат уже автоматизировано, и для их получения достаточно заявления. В большинстве случаев его можно подать дистанционно.

Также Социальный фонд продолжит работу по автоматизации процессов назначения выплат. Сегодня ряд выплат назначается в проактивном формате, т.е. пособия выплачиваются на основании сведений, поступающих в госорган из внешних источников. В беззаявительном формате начисляются пенсии и отдельные социальные выплаты инвалидам. Проактивно устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии и пенсия по старости, если предпенсионер не может трудоустроиться через центр занятости. Все пособия, ранее выплачиваемые Фондом социального страхования, также назначаются в проактивном режиме, подача документов производится в электронном виде. Уже несколько лет больничные выдаются в электронном виде, как и родовые сертификаты. Для оформления маткапитала также никуда не нужно обращаться – сертификат направляется автоматически на основании сведений ЗАГСа.

В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг Социального фонда онлайн через электронные сервисы, а также новые проактивные услуги. Уже подготовлены предложения по дальнейшему развитию такого подхода».

- На каком сайте теперь можно подать заявление на оформление выплат?

«В связи с объединением Фондов начал функционировать единый сайт СФР - www.sfr.gov.ru. Также здесь можно узнать общую информацию по всем направлениям работы Социального фонда».

 

Режим работы, адрес и телефоны

- Где теперь проходит прием граждан в Сарове? И как записаться на прием?

«Прием саровчан проходит в едином офисе клиентского обслуживания по адресу: ул. Павлика Морозова, д.2. График приема: пн-чт - с 08.00 до 17.00; пт - с 8.00 до 16.00. Прием ведется как по предварительной записи, так и в порядке живой очереди в течение рабочего дня. В клиентской службе на текущий момент работает девять человек.

Запись на прием ведется на период ближайших двух недель. Записаться можно через официальный сайт Социального фонда с помощью вкладки «Электронные сервисы и информация» (www.es.pfrf.ru/znp/), при личном обращении в территориальный орган или по тел. 8-800-600-06-74 (Единый контакт-центр ОСФР по Нижегородской области). Позвонив в Единый контакт-центр, можно также получить консультацию по интересующим вас вопросам. Также консультации общего характера без использования персональных данных можно получить по телефону федерального контактного центра Социального фонда - 8-800-6-000-000.

По информации пресс-отдела ОСФР по Нижегородской области

пт, 02/10/2023 - 12:02