Валерий Дидюля: «Композиции «берут меня за шиворот» и тащат в студию»

24 февраля зал саровского драматического театра был наполнен, что называется, «под завязку». А все потому, что в Саров приехал известный белорусский и российский гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик, продюсер, создатель и лидер группы «ДиДюЛя» - Валерий Михайлович Дидюля. Почти два часа зрители наслаждались музыкальным, световым, исполнительским шоу. А посмотреть и послушать действительно было на что.

После концерта артист, несмотря на усталость, согласился пообщаться с корреспондентом «НГ».

- Каким был для вас 2022 год?

Валерий Дидюля: «Непростым. Сейчас вообще время непростое для всех людей, для всего человечества, переломный исторический момент и в плане геополитики, и всего остального. Но музыка спасает! Вообще, музыка – один из немногих спасательных кругов, которые посланы от Бога к людям».

Музыкант признался, что в прошлом году создавал новые композиции, проходили студийные записи, вышел его новый альбом и пластинка. «Мы развиваемся и музыкально, и технологически», - подчеркнул он.

Программа, с которой приехал коллектив в наш город, включала не только старые, проверенные композиции, но и новые, которые музыкант исполнял впервые – и именно на саровской сцене!

Валерий Дидюля: «Сегодня впервые прозвучали композиции «В изгнании», «Греческая», «Пляж». У нас очень обширный репертуар. Конечно, есть базовые вещи, с которыми мы гастролируем, они давно полюбились зрителям и уже не одно десятилетие нас «сопровождают». Но программу мы периодически обновляем».

- Каким вы видите «своего» зрителя?

Валерий Дидюля: «Умный, думающий, взрослый, трепетно к нам относящийся. Понимающий, что такое жизнь, что такое инструментальный жанр. Люди, которым не требуются назидания и слова (за время концерта артист не развлекал публику, не обращался к ней, а просто, играя, завораживал своим искусством, – авт). Их не надо поучать, потому что это – публика осознанная. Но есть и молодежь, которая интересуется инструментальной музыкой, гитарой. На концерты родители приводят детей, бабушки и дедушки – внуков, в зале чувствуется преемственность поколений».

Слова Валерия Дидюли полностью подтвердила саровская публика, которая всегда очень тепло принимала артистов и долго не отпускала со сцены. «Когда в зале есть звенящая тишина, наполненные паузы – это говорит о том, что между зрителями и исполнителями происходит что-то уникальное, - считает Валерий Дидюля. - Наверное, нам удалось найти интонации, которые объединяют людей разных национальностей, религиозных вероисповеданий, возрастов. Горжусь, что я - российский, славянский артист (музыкант – уроженец Белоруссии, – авт.). Россия – уникальная страна, единственная на земном шаре, граничащая с разными культурами, географиями, религиями. Православие, католицизм, ислам, буддизм – все здесь перемешано. Находиться в центре, создавать музыку, понятную людям на севере, юге, западе и востоке – большая честь. Мне радостно, что это удалось».

По словам артиста, публика в столице и в провинции отличается. В маленьких городах она сдержаннее и скромнее. «Здесь более трепетно относятся к артистам, поскольку не избалованы таким числом концертов, как в Москве, - продолжает Валерий Дидюля. - Но если настоящая музыка начинает звучать, она завораживает, захватывает, уводит за собой. Да, на начальном этапе чувствуется, что немного другой город, другой регион. На юге, к примеру, зрители более эмоциональны, есть некая горячность в восприятии. А на севере, в Сибири, сдержанность и суровость климата оказывает влияние. Но в любом случае, трепетное отношение к нам, любовь, заботу мы чувствуем».

Почти два часа на сцене, полная самоотдача, живой звук, эмоции –откуда музыкант черпает энергию и вдохновение?

Валерий Дидюля: «Это взаимная любовь, взаимный обмен. Вообще, энергия в любом деле берется от любви. Когда человек любит свое дело, понимает историю своей страны, знает историю своих предков, широко смотрит на жизнь, образован, тогда появляется понимание жизни. Возникает правильная Божественная любовь, которая питает и дает возможность выразиться в любом деле. Подпитывает, заряжает этой любовью - а она есть в каждом человеке. Открывая в себе эту любовь, мы открываем совершенно бесконечный источник энергии и вдохновения. Божественная основа всего, что нас окружает – главное. А еще понимаешь, что ты приехал за много километров, люди тебя ждали, отложили все дела, купили билеты, проголосовав рублем, красиво оделись… Все это становится таким серьезным толчком, что рождает творческую наполненность и у зрителя, и у артиста. Люди уйдут с концерта другими, в их жизни что-то поменяется. Дети - попросят родителей купить инструменты, взрослые – окунутся в детство, подумают о жизни. Я это чувствую и считаю музыку своей творческой созидательной миссией, построенной на добре и любви. А основа всего этого, конечно же, Божественная».

Композитор Дидюля – явление уникальное. Сам артист так охарактеризовал свой стиль: «Современная инструментальная музыка, саундтрек сегодняшнего дня в масштабах земли. Мы – из этого времени и пространства. В нашей замечательной стране создаем мелодии, которые слушаются в разных уголках земного шара, даже в странах с другим музыкальным менталитетом, таких, как Индия, Китай, Латинская Америка. К нам относятся очень уважительно. Мы получаем удивительные письма от разных людей. Мы вне географии - здесь и арабские интонации, и славянские, и балканские. Все перемешано. Но это - рассказ про сегодняшнее время: веселое, грустное, понятное, непонятное, простое, сложное, черное, белое. Мир – пестрый и неоднозначный, но он имеет Божественную природу, которую надо принять».

В 2010 году музыкант снялся в фильме Андрея Кончаловского «Дом дураков» в роли гитариста, а его авторские композиции звучат в нескольких картинах. В фильме Алексея Балабанова «Кочегар» они составляют потрясающий контраст между вполне милой мелодией и драматическими событиями, разворачивающимися на ее фоне.

- Есть ли планы поработать в кино более «плотно», написав музыку под конкретный фильм?

Валерий Дидюля: «Я не очень люблю и не очень у меня получается писать под заказ. Музыка рождается сама собой, «не спрашивая». Композиции «берут меня за шиворот» и тащат в студию. Это идет свыше, и природа их появления для меня не разгадана. Писать по кинематографическим критериям – не мое. Как правило, режиссеры берут уже готовую музыку, и она начинает жить на экране, в театре и других сферах жизни. Я рад, что она распространяется и помогает людям жить. Да, режиссеры ко мне обращаются, но я говорю: «Не возьмусь, посмотрите в нашей большой 20-и летней истории».

Сегодня «ДиДюЛя» считается самым гастролирующим инструментальным коллективом России, он дает более 120 концертов в год. В группе, по словам ее лидера, собраны уникальные музыканты со всей страны. Каждый из них - и бас-гитарист, и ударник, и клавишник, и перкуссионист - заслуженно получили шквал аплодисментов от саровчан. Но особенно поразил зрителей музыкант, играющий на духовых инструментах. На восхищенный вопрос, сколькими же инструментами он владеет, Валерий Михайлович с гордостью ответил: «Многими. Валерий Складанный – старожил нашей группы, украшает ее звучание много лет. И дудук, и саксофон, и сопрано, и складук, и всевозможные флейты, рожки, жалейки, калюки и тенор-саксофон - бесконечное множество инструментов ему доступно. Он – мультиинструменталист. Валерий все время в поиске, у него академическое образование и инструменты он осваивал постепенно. То, что вы слышали сегодня – только часть».

Иногда коллектив выступает со струнным квартетом, иногда - с симфоническим оркестром. Сам Валерий Дидюля на концерте играл на нескольких гитарах - дредноуте, электро, акустической, фламенко-гитаре, а также на ирландской и греческой бузуках. По словам артиста, такое многообразие инструментов в коллективе необходимо, чтобы «вести разговор со зрителем без слов».

Валерий Дидюля: «У нас особый зритель. Я его очень люблю и передаю через вашу газету пламенный привет. Будем встречаться, будем приезжать, дарить новое музыкальное откровение, развиваться и развивать - наша дружба надолго».

На прощание Валерий Дидюля пожелал читателям «Нового города» вперед смотреть с надеждой, назад – с благодарностью, вверх – с молитвой, вниз – с покаянием, внутрь – со вниманием, вокруг – с любовью. И всегда оставаться зоркими и любознательными.

вс, 02/26/2023 - 15:18