Фото:
Актер театра и кино Павел Савинов: «Зритель ждёт от театра чуда!»

«Новый город» продолжает цикл публикаций о саровчанах, которых сегодня можно увидеть на ведущих съемочных площадках страны, телеэкранах и театральных подмостках.

Сегодня познакомим вас с нашим земляком Павлом Савиным – актером театра и кино, актером дубляжа. В его фильмографии - известные телесериалы «Скорая помощь» и «Склифосовский», военная драма «До свидания, мальчики», драматический фильм «Здоровый человек» режиссера Петра Тодоровского (внук народного артиста РСФСР Петра Тодоровского, – авт.).

Кроме того, много лет он - искренне и с любовью - служит театру. Среди сыгранных им ролей - Кочкарёв в «Женитьбе» Гоголя, Павел Железнов в «Вассе Железновой» Горького, Фортинбрас в шекспировском «Гамлете», Карандышев в «Бесприданнице» Островского, Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» Булгакова и многие другие.

Эксклюзивно для «Нового города» Павел рассказал, как учился у Эммы Ивановны Арсеньевой (актриса Саровского драматического театра, талантливый педагог и заслуженная артистка РСФСР, – авт.), чем запомнились студенческие годы в театральном училище им. Щепкина, и что стоит за созданием сценического образа.

-

 

Сюжеты, характеры и страсть к чтению

Павел живет в Москве: не только столица, но и сама профессия требует от современного актера быстрого темпа жизни.

Павел Савинов: «Сейчас многие кастинги проходят в онлайн-режиме: после того, как в сеть выкладывают предложение, нужно быстро записать аудио- или видеопробу и отправить заказчику. Пять минут, и кастинг закрыт! Вот такие сейчас скорости. И все же мне нравится жизнь в большом городе».

Для Павла Саров - тихая гавань, где можно расслабиться и взять паузу.

Павел Савинов: «В Сарове я люблю гостить у родителей на даче: рядом лес, низинка, это очень красивое и уютное место. А еще я всегда рад повидаться с друзьями - со многими из них меня свела судьба еще в школе. Поначалу я учился в школе №3: когда я перешел в пятый класс, она приобрела статус лицея, но из-за того, что с физикой и математикой подружиться у меня так и не получилось, спустя два года я перешел в школу №5. Больше всего мне нравилась литература, астрономия, география, история – я истинный гуманитарий (улыбается). А окончил я школу №10 – сейчас вместо нее на проспекте Гагарина располагается Детская школа искусств».

Павел вспоминает, как в восьмом классе в нем неожиданно пробудилась страсть к чтению. Во время каникул он отдыхал дома, сидел напротив большого стеллажа с домашней библиотекой, и вдруг спросил себя: «Ну что, ты в своей жизни прочитал одного только «Робинзона Крузо» - и тебе не стыдно?»  

Павел Савинов: «Тогда я решил бросить себе вызов: выбрал самую большую книгу - это был «Петр Первый» Алексея Толстого, 900 страниц! И я ее осилил. Вскоре вышел за рамки школьной программы и с тех пор старался читать как можно больше: мне было интересно разбираться в сюжетах, анализировать поступки героев. Еще в школе я прочитал всего Достоевского, а роман «Братья Карамазовы» до сих пор периодически перечитываю, и каждый раз открываю для себя что-то новое. Мне нравится творчество Тургенева, Блока, Цветаевой, Ахматовой, Льва Толстого, любовная лирика Маяковского, но самые любимые – Набоков, Бунин и Довлатов».

-

 

Выбор на уровне чувств

В 90-х в Сарове на улице Силкина открылось училище искусств для подростков (сейчас - ДШИ №2, – авт.): ребята обучались музыке, танцу, опере, декоративно-прикладному творчеству и актерскому мастерству.

Павел Савинов: «Мне было двенадцать, когда я поступил на музыкальное отделение. Дома стояло старое дедушкино пианино «Leipzig» 1871 года – уникальный экземпляр! Корпус - красное дерево, клавиши – белая слоновая кость. Моей мечтой было сыграть «Лунную сонату», но преподаватели твердили, что у меня деревянные пальцы. Начал я с «Во саду ли, в огороде…», но уже спустя полтора года все-таки смог сыграть Бетховена. Кроме того, у меня от природы бас, и я брал уроки вокала и пел оперные партии».

- Как вы попали на курс к Эмме Ивановне Арсеньевой?

Павел Савинов: «Помню, однажды в училище увидел, как ребята выходили из актового зала с репетиции спектакля, и у них были такие одухотворенные лица, что мне тоже захотелось стать таким же счастливым. На тот момент я завершал обучение на музыкальном отделении и параллельно начал заниматься актерским мастерством. Эмма Ивановна – удивительный, мудрый и чуткий наставник. Она лишена штампов. Мне запомнилось ее серьезное отношение к актерской профессии – это и дисциплина, и строгость к себе, и постоянное развитие. Но самое главное - вера в то, что ты делаешь. У Эммы Ивановны не было любимчиков, а таким словами, как «талант», она не разбрасывалась. На третьем, выпускном курсе она подошла ко мне и сказала, что надо пробовать - готовить программу для поступления в театральный вуз».

- Вы занимались и музыкой, и вокалом, и актерским мастерством. Почему выбор пал именно на актерскую профессию?

Павел Савинов: «Такие вещи происходят на уровне чувств. Что-то внутри меня щелкнуло, что-то зародилось в душе, и я сделал выбор, о котором не жалею. А музыка меня сопровождает всю жизнь - я слушаю и классику, и рок. Иногда, если хочется побыть наедине с собой, подумать о важном, ставлю второй концерт Рахманинова. Музыка – это настроение и состояние души».

-

 

Актерскому мастерству можно учиться всю жизнь

В 2003 году Павел окончил высшее театральное училище им. Щепкина - в народе «Щепка», - где учился в мастерской Николая Николаевича Афонина (заслуженный артист РСФСР, ректор театрального училища им. Щепкина (1995—2007 гг.), четверть века прослуживший на сцене театра имени Моссовета, – авт.).

Павел Савинов: «Я ничего не просчитывал. Первый вуз, куда я пришел, была «Щепка». Экзамен состоял из трех этапов, и уже после второго мне сказали, что готовы взять, но только если я больше не буду никуда пробоваться. И я согласился».

- Чем вам запомнились студенческие годы?

Павел Савинов: «Один день не был похож на другой. Мы учились чуть ли не круглые сутки: утром были лекции по истории театра, русской и зарубежной литературе, сценической речи и танцам - даже по сценическому фехтованию! А после обеда и до позднего вечера мы занимались актерским мастерством. Бывали дни, когда педагоги отпускали нас только около полуночи - и то лишь москвичей, чтобы ребята успели добраться до дома на метро. А студенты, живущие в общаге, - и я в их числе - могли репетировать до двух ночи. Потом - 50 минут пешком по Тверской до общежития, чтобы поспать пару часов, и утром снова на лекции и занятия».

- Откуда такое рвение - и у студентов, и у педагогов – задерживаться в училище чуть ли не до утра?

Павел Савинов: «Потому что 24 часов в сутках нам не хватало. Были и силы, и стремление, и огромный интерес. Было весело! Мне и моим однокашникам казалось, что четыре года обучения – это так мало, чтобы по-настоящему овладеть профессией. Хотя актерскому мастерству можно учиться всю жизнь. В училище дают базу, а все остальное зависит лишь от тебя». 

- Сейчас большую популярность набирают актерские курсы, которые в среднем длятся полгода или год. По окончанию выдаются официальные «корочки». Не страдает ли от этого актерская профессия?

Павел Савинов: «Невозможно за полгода сделать из человека профессионального актера. А таких «выпускников» сейчас миллионы - бегают по Москве и не знают, что делать. Иногда я оказываюсь с ними на съемочной площадке, и это мучительно, потому что приходится перезаписывать дубль за дублем, подсказывать, что и как нужно делать в кадре».

- А как люди, ничего не понимающие в актерской работе, проходят кастинг?

Павел Савинов: «Раньше кино было режиссерским, сейчас все решает продюсер. Если раньше смотрели на мастерство, то теперь, в первую очередь, - на лицо. А нюансы выясняются уже на съемочной площадке. Хотя настоящие пробы все еще существуют: несколько лет назад я проходил кастинг на «Мосфильме» для участия в художественно-историческом проекте. Это было мощно - мне за полчаса всю душу вынули…»

-
После дипломного спектакля в «Щепке». Павел - в правом нижнем углу с гитарой. Специально для спектакля учил песню, хотя играть не умел... Но выучил и спел!

 

«Копилка» актера

- Какая внутренняя работа стоит за созданием сценического образа?

Павел Савинов: «У актера есть «копилка» образов, которые списываются с окружающих людей. Много интересных персонажей встречается в метро. Недавно ехал в полупустом вагоне и обратил внимание на женщину лет 30-35, которая увлеченно читала книгу: выражение ее лица постоянно менялось – она то улыбалась, то хмурила брови, то в глазах мелькало удивление. Я сидел напротив и думал - как ей удалось сохранить такую детскую непосредственность? Это было удивительно!»

- А свои эмоции и внутреннее состояние вы считываете, запоминаете, чтобы потом применить в работе?

Павел Савинов: «На самом деле, эта актерская привычка отчасти ужасна – запоминать каждый свой жест, мимику, эмоцию. Когда тебе хорошо – это одно. Но если плохо – тогда держись: ты запомнишь, как тебе не хватало воздуха, как кривилось лицо, как было больно. Это тяжело. Но без этой физики и самоанализа в актерской профессии нельзя обойтись».

 

Искусство не воспитывает, но отражает жизнь

Профессиональный путь Павла начался в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова, также он трудился в ведущих театрах Одессы и Москвы.

Павел Савинов: «Я люблю театр. Мне нравится сниматься в кино, но театральная сцена всегда была для меня чем-то сакральным».

- Что сложнее для актера – играть в театре или сниматься в кино?

Павел Савинов: «И в театре, и в кино есть свои особенности. Кино – это, в первую очередь, глаза, мимика, микрожесты, а театр – пластика, широкие жесты, голосовой и эмоциональный посыл, актер должен захлестнуть зал своей энергетикой. В кино есть пробы и дубли, в театре их нет: вышел на сцену - и играешь спектакль от начала и до конца».

- Как искусство влияет на людей?

Павел Савинов: «Искусство не должно воспитывать или что-то навязывать, но оно способно отразить нашу жизнь и дать возможность посмотреть на себя со стороны. А выводы уже пусть зритель делает сам. Главная задача актеров - и, в целом, театра, - чтобы зритель после спектакля вышел и задумался - почему герой поступил так, а не иначе? А что бы я сделал на его месте?

Если этого не произошло, то все было зря. Конечно, пустые однодневки с матом и пошлостью на это не рассчитаны - у них другая задача. Например, в 90-е, когда произошел развал Советского Союза, народ хотел отвлечься от проблем: в то время популярностью пользовались простые сюжеты и плоский юмор, люди приходили «поржать» и съесть в антракте свой бутерброд с колбасой, выпить рюмку коньяка. В 2000-х произошел небольшой сдвиг, и ситуация стала понемногу меняться в лучшую сторону. Но искусство, как и жизнь, – явления непростые и неоднозначные, есть вещи, которые востребованы временем».

- Как вы считаете, мат и демонстрация голых тел приемлемы на театральной сцене?

Павел Савинов: «В одном из театров, где я работал, худрук не мог обойтись без мата. Как-то раз во время репетиции он сказал мне, чтобы я вставил в речь своего персонажа крепкое словцо. А я подумал – ну зачем оно здесь, тем более у Вампилова такого слова нет. Зачем издеваться над текстом и над сценой? При этом я не чистоплюй – есть постановки, в которых, по моему мнению, мат уместен. Однажды я играл 49-летнего кларнетиста, которого постоянно пилит жена, а окружающие считают неудачником. И чтобы уйти от проблем, он выходит в подъезд, где у него в почтовом ящике припрятана чекушка водки. Пьеса тяжелая, напряженная, персонажи бранятся, но мат вплетен в их речь органично - это кусок жизни. А в «Современнике» когда-то была постановка, где на сцене в ванной купалась обнаженная актриса, но своими прелестями она не сверкала, и в этом не было пошлости. Я - за красоту, эстетику, и когда все к месту».

-

 

Дубляж – это высший пилотаж

- Почему дубляж считается одной из самых сложных смежных актерских профессий?

Павел Савинов: «Ты никогда не знаешь, кого тебе нужно будет озвучивать, фильмы-премьеры - это всегда тайна за семью замками. Приходишь в киностудию, тебе дают наушники с оригинальной аудиодорожкой, текстовый перевод и включают визуальный ряд, где вместо привычной картинки перед глазами - черно-белые блеклые кадры или половина экрана замазана. Все это делается в целях безопасности, чтобы премьеру не сняли и не выложили в интернет. При этом актеру дубляжа нужно следить за движением губ персонажа, считывать мимику - иногда это очень сложно, а порой и невозможно из-за нечеткой картинки. Остается только ориентироваться на аудиодорожку и ловить эмоции через речь.

Если актер на экране может подключить всю свою органику, то у актера дубляжа есть только один инструмент – голос. Кстати, раньше, когда кинопленка была дорогая, никто не записывал по несколько десятков дублей, как сейчас. Поэтому для озвучивания иностранных фильмов приглашали только суперпрофессионалов - они были на вес золота. У нас в стране мощная школа дубляжа: есть такие актеры, которые своей озвучкой вытягивают плохие роли в плюс».

- То есть зарубежный актер может сыграть скучно или плохо, но с помощью профессионального дубляжа он становится интересным?

Павел Савинов: «Да, он как будто преображается. Поэтому дубляж – это высший пилотаж».

 

Медийность, паузы и разговоре об искусстве

- С кем из современных русских актеров вам понравилось работать?

Павел Савинов: «Я работал вместе с Александром Петровым, Владимиром Вдовиченковым, Павлом Деревянко, Никитой Ефремовым и многими другими известными актерами. Запомнилась работа с Ингеборгой Дапкунайте – это открытый, светлый, позитивный человек. Съемки начинались рано утром, и она, несмотря на недосып или усталость, всегда была в бодром расположении духа, обсуждала предстоящую работу, могла подойти и искренне поинтересоваться «Как ваше настроение?». Также приятное знакомство на съемочной площадке у меня состоялось с Дмитрием Нагиевым – несмотря на медийность, он очень тактичный и вежливый в общении человек, никакой предвзятости или высокомерия, никаких глупых шуток в кадре – ответственное отношение к делу».

- Почему сейчас так много молодых актеров, у которых из фильма в фильм, от персонажа к персонажу - одно и тоже выражение лица, одни и те же эмоции?

Павел Савинов: «Я окончил «Щепку» двадцать лет назад, и многие мои однокашники сейчас преподают в различных театральных вузах и училищах. По их словам, общий уровень поступающих заметно снизился. Во-первых, уходит старая гвардия педагогов и артистов – наши гиганты, мастера. С их уходом профессия стала угасать. Во-вторых, у молодежи изменились приоритеты, а с появлением современных «балалаек» - смартфонов, чуть ли не все свободное время люди стали проводить в интернете и соцсетях. Они пропускают жизнь мимо себя! Помню, когда я учился в театральном, у нас времени даже на сон не хватало - мы приходили в общагу и до утра болтали о жизни и искусстве».

- Случалось ли у вас когда-нибудь профессиональное выгорание?

Павел Савинов: «В актерской среде есть такое выражение - «актер на паузе». У меня пару раз в год может случиться двухдневная «пауза», когда я лежу и смотрю в потолок. Но потом я не выдерживаю, беру себя в руки – и вперед! На самом деле, мне всегда мало работы, я люблю быстрый темп. В актерской профессии нет рутины – разные роли, разные возможности. Если человек часто выгорает, то, скорее всего, эта профессия не для него».

-

 

В жизни множество оттенков

- Какие роли вам бы хотелось сыграть?

Павел Савинов: «Я часто играю хороших людей – такой у меня типаж (улыбается). Хочу сыграть антагониста - например, Свидригайлова из «Преступления и наказания». На первый взгляд, это отрицательный герой, но если копнуть глубже… С хорошими персонажами все понятно – их внутренние мотивы лежат на поверхности. А вот в поступках отрицательных героев интересно разобраться – что именно ими движет? Что привело к тому выбору, который они совершили? Почему, в конце концов, они стали такими? В жизни так же: нет только черного и белого - оттенков множество».

- Что вас вдохновляет и наполняет энергией?

Павел Савинов: «Откуда берутся силы – не знаю, но меня многое вдохновляет, интересует, я много чем занимаюсь и много к чему стремлюсь. Я очень люблю свою работу, потому что дарю людям эмоции - а это не купишь за деньги. Люди ждут от театра чуда - вот что важно».

- Какие советы вы могли бы дать молодым ребятам, которые хотят стать актерами?

Павел Савинов: «Не расставайтесь с книгами. Расширяйте кругозор. Будьте внимательными и наблюдательными - к людям, жизни, окружающему миру, и тогда ваши персонажи будут живыми, глубокими и настоящими. А на вступительных экзаменах читайте то, что вас действительно волнует. Помню, как на одном прослушивании 17-летняя девушка читала отрывок про проблемы афроамериканцев в США XIX века. Девушка была прекрасная, но монолог получился неубедительным. О чем обычно переживают девушки в таком возрасте? Первая любовь, проблемы со сверстниками и родителями, но точно не расовое разделение населения Америки двухвековой давности. Читайте то, что откликается, что волнует вас по-настоящему. А что касается денег и славы – то это дело случая. Есть отличный пример – Энтони Хопкинс, которого продюсеры заметили, когда ему уже было за сорок, и он думал, что его поезд ушел. Но все круто изменилось, и Хопкинс стал знаменитостью и двукратным обладателем «Оскара». Актерская профессия тем и хороша – ты не знаешь, когда именно тебе улыбнется счастливая звезда. Главное, что увидеть ее никогда не поздно».

пт, 08/04/2023 - 20:03