
Продолжая цикл статей об архитектуре Сарова, мы переходим от неоклассической архитектуры к архитектуре модернизма. Именно модернистский подход к планированию во многом сформировал городскую среду и образ нашего города. Постройки этого периода редко вызывают восхищение, но, возможно, если присмотреться к нему внимательнее, то можно проникнуться к нему большей симпатией.
Точкой отсчета смены архитектурной парадигмы в СССР стал 1955 год. Тогда вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», одномоментно завершившее эпоху неоклассицизма в архитектуре СССР. К концу 1950-х годов Саров представлял собой несколько разрозненных деревянных поселков и один район с классическими кварталами в стиле сталинского ампира. Город расширялся на север и на восток, и эта новая застройка уже резко отличалась от предыдущей, неоклассической.
Кварталы хрущевок
К новой архитектуре предъявляются другие требования: она не должна быть красивой, главное – экономичность и рациональность строительства. Архитекторы вынуждены подстраиваться под новый курс. Теперь главная задача проектировщика – создание выверенных экономичных планировок для универсальных типовых «коробок», которыми начинают застраивать города по всей стране.
Наш город не стал исключением, в новых кварталах тоже начинают появляться «хрущевки», однако городская среда меняется не радикально. Если пройти по проспекту Ленина с юга на север, можно заметить, что от квартала к кварталу на домах все меньше декора и переход к «хрущевкам» выглядит плавным и органичным. Кроме того, новые кварталы на пр. Ленина сохраняют периметральный характер застройки, поддерживая характер главной городской улицы.
Интересная планировка получилась на восточной окраине города в 1960-е годы. Улица Шевченко, разделяющая разные по стилю кварталы, стала пешеходным бульваром. Ее фасад сформирован красивыми неоклассическими зданиями с одной стороны и зелеными дворами хрущевок с другой. Незамкнутая структура новых кварталов на улице Куйбышева позволила сделать визуальный переход от одного стиля к другому не таким заметным.

Одной из идей по модернизации строительства была индустриализация процессов. Стали появляться дома, собранные из произведенных на заводе унифицированных бетонных панелей. В нашем городе классическую панельную хрущевку не найти, почти все жилье продолжали строить из кирпича. Кирпичные серии были дороже в производстве, но для городов Средмаша использовали самые лучшие проекты.
На отдельных домах даже допускали такие вольности как декоративный карниз и оштукатуренный первый этаж, что придавало зданию более классический вид, визуально приближая его пропорции к золотому сечению. На улице Академика Харитона у некоторых домов первые этажи и простенки выделены фактурой стены, разделенной выступающими полосками из кирпича.
Еще одним доступным средством для придания типовым постройкам индивидуальности была работа с цветом. Дома красили в желтый, оранжевый и зеленый. На многих углы выделены полосками контрастного цвета, а на ул. Фрунзе, например, дома и вовсе становятся полосатыми – фасад расслаивается на белые и красные плоскости в высоту окон.
Помимо кирпичных серий в 1960-е годы в городе появилось несколько домов, собранных из крупных блоков, но это было скорее исключение из правил. Разработка новых планировок приводила к необходимости постоянно расширять номенклатуру бетонных блоков, что сильно усложняло производство. Один такой дом можно найти на ул. Куйбышева. На нем сохранились оригинальные балконы, декорированные металлом, с характерным профилем, набранным из маленьких пирамидок. Пока пропорции здания не искажены хаотично остекленными балконами, а их оформление остается одинаковым для всего дома, он смотрится как законченное произведение, строгое, но продуманное.

Напротив этого дома расположена вторая школа. На ее примере видно, как упрощались проекты общественных зданий, подготовленные еще в эпоху сталинского ампира. Она строится по одной из поздних модификаций проекта архитекторов Гипрогора В.Смышляева, А.Цыпина, М.Иошпы. В первых версиях проекта в 1954 году фасады украшали пилястры, между окнами четвертого этажа предполагались барельефы, крышу украшала балюстрада с декоративной композицией - раскрытой книгой. От всех этих «излишеств» остался только карниз между третьим и четвертым этажом.
Северный микрорайон
С распространением новых серий типовых зданий меняется масштаб, с которым работают архитекторы. От проектирования фасадов они переходят к проектированию городской среды, где создают композиции из готовых зданий, отказываясь от привычной квартальной структуры в пользу микрорайонов. Новая градостроительная типология представляла собой укрупненный квартал со своей инфраструктурой и свободной расстановкой домов.
Первый микрорайон в Сарове начинает складываться в конце 1960-х годов на севере старого района, пристроившись к деревянной застройке поселка ИТР. Вдоль улиц Пионерской, Ленина и Харитона выстроились полукварталами четырехэтажные кирпичные дома, поддерживая еще классическую расстановку домов на главном городском проспекте. Пятиэтажки Северного переулка, построенные уже в начале 1970-х, расставляются свободнее – они подхватывают направление ул.Победы, идущей под углом к регулярной сетке кирпичных кварталов, огибая сохраненные участки лесного массива.
Сложная конфигурация Северного переулка позволила сохранить часть соснового леса. Перетекающие друг в друга дворы, соединенные множеством сквозных пешеходных тропинок, сформировали внутри микрорайона подобие небольшого парка.
Первые многоэтажки
Архитектурной доминантой микрорайона выступает белая девятиэтажка на углу улиц Победы и Харитона. Это один из первых высотных домов в нашем городе, которые стали появляться в конце 1960-х – начале 1970-х годов.
Точка Надежина, а именно такое название получила эта серия домов – была разработана в 1964 году архитекторами Н.Надежиным и В.Фромзелем, работавших в Ленинградском проектном институте. Изначально серия получила распространение в Ленинграде и северных областях страны, а затем добралась и до закрытых городов.

Придерживаясь принципов функционализма, архитекторы создают оригинальную архитектуру за счет работы с композицией здания. Одна половина дома смещена на пол-этажа вниз относительно другой. В первоначальном варианте особенность композиции подчеркивалась цветовым решением фасада: смещение объемов здания подчеркивалось выступающей стенкой из контрастного красного кирпича. В Сарове эти дома получили особенную отделку – белая плитка сделала игру объемов нюансной, но придала домам уникальности. Особенно эффектно эти дома смотрятся на улице Харитона и на углу улиц Ленина и Бессарабенко, где они спускаются с холма и тонут в зелени.
Первыми многоподъездными многоэтажками были дома на улице Шверника, построенные в 1968-69 годах напротив Дома со шпилем. Брутальные дома с гладкой стеной без балконов на главном фасаде получили в народе название «Бастилии» - видимо, за сходство со стенами средневековой крепости. Главным фасадам постарались придать выразительности, покрасив здание в белый цвет и оставив в красном кирпиче только вертикали лестничных клеток.


Магазины
Магазины по сравнению с жилыми зданиями выглядели более футуристично: сплошная витрина, поддержанная летящим козырьком, и оригинальная металлическая вывеска. По такому принципу строились новые магазины нашего города в конце 1960-х - начале 1970-х годов - «Северный», «Дора», «Универсам» и другие. Иногда стеклянные блоки магазинов встраивались в первые этажи типовых «хрущевок» - например, магазин «Восток» на пр.Ленина и «Салют» на ул. Харитона.

Из всех павильонов 1960-1970-х годов выделялся цветочный магазин «Гвоздика» 1967-го года постройки. Здание отличает выразительная форма и оригинальный изломанный фасад, придающий павильону сходство с оранжереей.
Еще один магазин, построенный в 1967 году и изменившийся до неузнаваемости – универмаг «Юбилейный». Прекрасный образец модернизма, напрямую цитировавший классиков авангарда: первый этаж растворялся в витринах. В результате этого здание было словно подвешено в воздухе, а ленточное остекление через весь второй этаж эффектно разрезало фасад по золотому сечению. Довершали образ синяя плитка и вывеска, формировавшая легкий парапет.
Сейчас лаконичные фасады этих магазинов закрыты сайдингом, керамогранитом и металлическими кассетами, витрины заклеены, вывесок нет – не ценят у нас пока модернистскую архитектуру.


Новые достопримечательности
Помимо новых кварталов в 1960-е в городе появилось два важных объекта, ставших городскими достопримечательностями.
В 1964 году завершается строительство нового пешеходного моста через реку Сатис по проекту главного архитектора города Н.В. Кузнецова. Новый подвесной мост заменил старый 1950 года постройки, опасно близко опускавшийся к поверхности воды, а также понтонные переправы, которые наводили здесь после его демонтажа.

Также в 1960-е в городе появляется знаковое общественное пространство – сквер с Вечным огнем. Сквер изначально планировался как продолжение Детского парка и должен был называться «Малютка». Коррективы внесло масштабное празднование 20-летия победы в 1965 году – тогда сквер решили сделать мемориальным.
В 1967 по проекту архитектора Н.В. Кузнецова был поставлен монумент с вечным огнем в новом сквере на пересечении пр. Ленина и ул. Александровича. Бетонный обелиск в форме скошенной пирамиды украшает бронзовый венок с орденом Отечественной войны и надпись, набранная тонкими металлическими буквами.
К началу 1970-х город каменная часть города увеличивается почти вдвое, формируется облик старого района. Новая эстетика строится на четкости линий и строгости форм, а потому, к сожалению, не терпит произвольных изменений. Каждый элемент здания функционален, но в отсутствие декора он же становится архитектурной деталью, поэтому любое изменение разрушает образ здания. В нашем городе жилая застройка этого периода по-прежнему выглядит неплохо, а вот достоинства общественных зданий остаются недооцененными. Остается надеяться, что когда-нибудь их тоже оценят и приведут в порядок, как это происходит сейчас с памятниками авангарда по всей стране.