Фото:
Александр Суворов: «Я интроверт, и мне хорошо там, где тишина»

Всегда приятно общаться с земляком, чья известность простирается далеко за пределами нашего города. Александр Суворов – актер театра и кино, выпускник поистине звездного курса Арсеньевых в саровском ПТУИ (Профессионально-творческое училище искусств, - авт.) и курса знаменитого «щепкинского» мастера Виктора Ивановича Коршунова, - сегодняшний собеседник «Нового города».

 

Поступил за компанию

Александр шутит, что в школе он был заядлым троечником, хотя учебу окончил неплохо. Нравилось обществознание, периодически – математика или литература, но какого-то основного любимого предмета не было. Как и одного увлечения, которому хотелось бы отдавать все свободное время.

Александр Суворов: «Я пробовал все, что под руку попадалось. На занятии музыкой настояли родители. Начал неудачно со скрипки, перевели благополучно на флейту. Чтобы не расстраивать родителей, отбыл эту повинность. Повезло, что имею слух, голос и музыкальную «наслушанность».

Но устав от музыкальной «рутины», в пятом классе музыкалку он стал прогуливать и ходить с друзьями в театральную студию, где занятия были больше похожи на занимательную игру, чем на учебу. Когда в Сарове открылось училище искусств, Александр решил попробовать поступить, однако родители поставили условие - сперва доучиться в музыкальной школе. И когда оно было благополучно выполнено, путь в мир театра оказался открыт.

На курс к Арсеньевым Александр поступал за компанию, вместе с тремя друзьями. Все четверо прошли. Правда, двое свою жизнь с театром так и не связали, зато актера Александра Суворова и Андрея Першина (кинорежиссер, сценарист и продюсер Жора Крыжовников, - авт.) сегодня особо никому представлять не надо – их и так знают.

Два года занятий в ПТУИ привели Александра к твердому осознанию, что он хочет быть актером. Однако возникло одно «но». Сейчас, глядя на стройного, подтянутого, красивого актера трудно представить, что в школе, по его собственному признанию, он был «пончиком», постепенно превратившимся в «Плюшкина». Прозвище к нему приклеилось с легкой руки одноклассницы, и вовсе не из-за близости к Гоголевскому герою, а исключительно из-за «кондитерского» происхождения. Мастер курса в ПТУИ Эмма Ивановна Арсеньева очень деликатно объяснила будущему абитуриенту, что внешность может стать препятствием для поступления. И тогда Александр взял жизнь в свои руки и на волевом усилии сумел сбросить 25 кг! «Сначала было трудно, а потом из «Пончика» я стал «Сушкиным», - смеется Александр.

-
Чтобы поступить на актерский, Александр Суворов в рекордный срок сбросил… 25 кг!

 

Спрессованное время

Пройдя прослушивание в «Щепке», Александр Суворов пробовал поступать и в другие вузы «золотой пятерки», причем достаточно успешно. Однако вернувшись в училище им.М.С.Щепкина на туры, услышал неприятную новость: списки о прохождении потеряны. Так что пришлось опять показываться на общих основаниях. И тут на Александра обратил внимание мастер курса Виктор Иванович Коршунов, удивительно тонко чувствующий потенциал абитуриентов. Отозвав молодого человека в сторонку, поинтересовался, какой у него рост и возраст. Услышал: «190, 16 лет». И почему-то это сочетание ему так понравилось, что Коршунов потом этим вопросом во время поступления предварял выступление Александра перед кафедрой. Позже он узнал, что практически с теми же физическими данными Виктор Иванович брал когда-то к себе на курс Дмитрия Назарова. В тот день руководитель курса посоветовал абитуриенту сменить репертуар и приехать еще раз.

Окрыленный удачей, Александр вернулся в Саров, где вместе с Эммой Ивановной за две (!) недели они умудрились подготовить новую программу (при том, что первая готовилась полгода!)

После ее показа Александра позвали приехать на конкурс.

Александр Суворов: «Виктор Иванович Коршунов был удивительной личностью, человеком советской закалки. Глыба! Не только в профессии, но и как руководитель. Не случайно он, возглавив Малый театр, буквально «вытащил» его, а в училище создал отличный курс. Помимо профессионального «вижу, слышу, понимаю», он видел в людях стержень, в поступающих ребятах мог разглядеть зернышки будущих личностей, которые ради идеи могут выкладываться до упора. Выражение «Человек учит своим примером» - это про Виктора Ивановича. При нас ему исполнилось 70 (тогда мы были на третьем курсе), но выглядел он лет на 50 с небольшим. Здоровый мужик, с прямой спиной, натренированным телом, всегда узнаваемым «коком» на голове и «Советским спортом» под мышкой. Повезло, если получишь от него, проходящего мимо, только этой газетой в живот или грудь, а ведь мог и рукой! «Не горбись! Как дела?! Молодец!» Он для нас был воплощенным примером мужественности, самодисциплины и профессионализма. Наверное, многие мои однокурсники сегодня обладают несгибаемостью, которую мы переняли от мастера. Эта внутренняя сила, которую он взрастили в нас, сыграла очень большую роль в кризисные времена, позволила не сломаться и либо развиваться, либо поменять вектор работы».

Вспоминая учебу в Москве, Александр признается, что те четыре года были «самым плотным и свернутым в пружину периодом жизни».

Александр Суворов: «Такие были эмоциональные качели! Удачи, неудачи, смена привязанностей, развитие… То ты чувствуешь себя «суперзвездой» - то последним неудачником. Очень плотное время и общение – мы с ребятами были вместе до 22 часов в день. Личная жизнь, профессиональная, хобби – все варилось в одном котле. Такая плотность жизни, в особенности рабочей, у меня была еще только на некоторых сериалах, когда приходилось работать по 20 часов на площадке».

-
2016 год. Первый выпуск актерской мастерской «ТПостскриптум»

 

Не хочется масштабировать один и тот же образ

В фильмографии нашего гостя больше 40 картин, а если учитывать, что в некоторых сериалах до 300 серий, эту цифру можно смело умножать на четыре. Какая же из ролей оказалась наиболее сложной?

Александр Суворов: «Не было такого, чтобы у меня что-то вызывало отторжение. У нас всегда работа кропотливая: что-то больше складывается, что-то – меньше. Были, правда, сложные съемки у Андрея Селиванова в «Училке», где в течение часа игрались две сцены: одна очень трогательная, другая – эмоционально агрессивная. Вот первая, душевная, где персонаж «вспоминал» смерть матери (тогда я еще не знал, что это такое), давалась с большим трудом и получилась, на мой взгляд, менее удачной. «Аппарат» не сработал, как надо… А вообще мне всегда интересно работать. Можно играть в телемувиках (биографических драмах, –авт.) и «ловить от этого кайф». Где-то – характер интересный, где-то с режиссером нашли замечательное решение. Я отношусь к тем актерам, которые получают удовольствие от процесса, а не от результата. Не так важен выпущенный спектакль, как работа над ним. И чем неожиданнее, «сюрпризнее» материал, тем интереснее работа, поскольку она позволяет что-то новое открыть в себе, найти новую грань, уйти от шаблона…

Помню, в 2005 году, пытаясь понять механизм инвестирования, разговаривал с главой одного инвестиционного фонда. Она спросила: «Почему не снимаешься? У тебя же сейчас популярность, признание?» (а дело было сразу после выхода первой «Кармелиты»). И искренне удивилась моему ответу: «Я это уже играл, хочется чего-то другого». Мы, артисты, наверное, странные люди, раз нам не хочется масштабировать один и тот же образ. Ведь с точки зрения бизнеса – это бред. Зато с точки зрения актера иногда больше думаешь, насколько это интересно, а не «что я буду есть».

-
«Дон Жуан», 2019 г. Режиссер - П.Попов, Дон-Жуан - А.Суворов,

- С каким из сыгранных персонажей у вас больше всего совпадений?

Александр Суворов: «В «Скалолазке», проекте Андрея Селиванова, как-то так получилось, что герой Михаил с внутренним стержнем, своими «тараканами» и переживаниями оказался похожим на меня в тот момент, когда фильм снимался. Это было наибольшее попадание. Не бывает такого, чтобы персонаж мне нравился или не нравился - это всегда «я», просто та или иная грань. Разным бывает отношение персонажа к событиям или обстоятельствам, при которых они совершаются, но внутренний стержень не меняется. Наша профессия интересна тем, что можно изнутри «прощупать» чужую жизнь, понять, почему человек поступает так или иначе, и прожить сотни жизней»…

 

Любимые режиссеры – те, у кого можно поучиться

Александру Суворову довелось работать со многими режиссерами. Кто из них оставили наиболее важный след?

Александр Суворов: «Те, у кого можно было поучиться. В первую очередь – институтские педагоги. У меня была возможность оценить их работу дважды: когда заканчивал учебу в 2000-м году - и когда, много позже, учился в магистратуре «Щепки», где получал уже профессию преподавателя актерского мастерства.

Режиссер Рауф Кубаев на съемках «Кармелиты» очень много дал мне для профессии, бросая какие-то реплики, не имеющие, казалось бы, отношения к анализу роли. Но потом они становились ключиками к ответам на вопросы в профессиональных ситуациях.

Андрей Селиванов, с которым у нас было несколько проектов, - потрясающий человек, с ним мы говорим на одном языке. Чудесный режиссер Станислав Назиров - несколько фильмов с ним выпустили и спектакль «Бешеные деньги» (театральная компания «Юлар» - авт.), это была потрясающая работа. Оба режиссера – ученики знаменитого Андрея Гончарова, главного режиссера Московского драматического театра им.В.Маяковского.

Сергей Афанасьев, руководитель театра «Постскриптум», давал возможность работать с тем материалом, с которым хочется. Помог мне вернуться в театр - я же с 2007-го практически ничего нового не играл в РАМТе, доигрывал только старые вещи.

Александр Мохов – харизматичный, с шикарной МХАТовской школой, один из любимых учеников Табакова. Мы пересекались в кино - он был главным режиссером в «Последнем янычаре».

Человек огромной души и потрясающих моральных принципов Елена Цыплакова - мы с ней выпустили два больших проекта: «Кармелита 2» и «Женщина без прошлого». Многие мои внутренние подвижки случились во время работы с ней.

С этими людьми у меня был взаимообмен душевной и духовной культуры, когда я понимал, что в общении с ними «прокачиваюсь» и как актер, и как человек. Духовный рост и самопознание актера режиссер Леонид Хейфец называет разработкой «чуствилища», когда некий внутренний оргАн реагирует на происходящее, записывает житейские переживания в подсознание и помогает позже перекладывать их на эмоциональные проявления на сцене. Пока я учился в магистратуре, мне повезло посидеть несколько раз на его занятиях и подобрать тот «жемчуг», который он щедро сыпал студентам…».

-
Съемки фильма «Последний янычар», 2015 г. 

 

Каскадерский опыт

Достаточно часто в фильмах Александр Суворов сам выполнял трюки.

Александр Суворов: «Как любому пацану мне было дико интересно попробовать сделать трюк в кино самому – это желание с детства. У меня были хорошие педагоги по сценическому движению, по сценическому бою, и ребята с курса постарше, «зараженные» любовью к этим предметам, сделали целый клуб таких любителей. Так что когда появилась возможность чему-то научиться дополнительно, сверх программы, я ею воспользовался. По началу и в кино, да и в театре тоже каждый раз бросалась на амбразуру: «Давайте я сделаю, я же умею!». Сейчас отношусь к постановке и исполнению трюков более ответственно: отсутствие каскадеров на проекте – сигнал, что самостоятельность в этом вопросе проявлять не стоит. Если на проекте есть постановщик трюков, у которого есть опыт, видение трюка и есть чему поучиться, ему можно довериться. И если он говорит: давай сделаем, тогда – да, без вопросов.

Но если это история, когда продюсеры решили сэкономить и не брать постановщика, тогда давайте отменять трюк или сильно его упрощать. Меня так учили: «Не лезь на рожон, это не твоя профессия, можешь – сделай, нет – дай дорогу профессионалам». Поскольку не так много каскадеров с моей фактурой и бывали случаи, когда профессиональный дублер по тем или иным причинам приехать не мог, я совещался с постановщиками трюков – могу ли сам выполнить трюк или нет. И чаще всего делал.

В сериале «Кармелита: Цыганская страсть» снимали скачки на хорошей скорости. Мой дублер накануне сломал ногу и приехать не смог. Решили с постановщиком, что работать я буду сам. Провел целый день в седле, как каскадер. Было интересно. Но в последний момент на относительно простом, но не отработанном мною трюке, получил ушиб позвоночника, который потом десять лет портил мне жизнь.

А вот в «Последнем янычаре» у нас была потрясающая команда киевских каскадеров Дмитрия Рудого. Все драки, сабельные бои делались только после сложной кропотливой работы. Все выверялось до мелочей, каждый элемент долго отрабатывался, чтобы потом смотрелся правдоподобно. Каскадеры приходили на площадку с экспликациями, рисунками – что надо делать, чтобы нам было проще. Объясняли, где будет сложно. От этой работы я получил колоссальное удовольствие. Падал с ног от усталости, но выполнял то, что они придумали. Этот проект стал для меня закрытием «мальчикового» гештальта, возможностью реализовать весь свой каскадерский потенциал. Тогда я понял, за что голливудские звезды получают свой гонорар - это было 24/7 преодоление себя».

Александр признается, что «роли мечты» у него нет. Но мечтать он любит и считает, что без мечты жить нельзя, иначе жизнь превратится просто в «крысиные бега».

Александр Суворов: «Пусть не каждый день, но хотя бы на йоту надо регулярно приближаться к тому, что тебе хочется. Тогда жизнь наполняется смыслом. Если каждый день в течение года всего на один процент улучшать свой результат в каком-то деле, то твоя продуктивность через год возрастет в 37 раз! Вот такая математическая формула».

- Как справляетесь с большой эмоциональной и физической нагрузкой?

Александр Суворов: «Подзаряжаюсь одиночеством. Я интроверт, и мне хорошо там, где тишина, вода, интересная книга. Да, в силу своей работы я много времени провожу с людьми, поэтому свободное время стараюсь проводить уединенно. Могу уйти один в художественную галерею на восемь часов, или те же восемь часов слушать музыку, или просто долго смотреть на воду…».

-
Съемки фильма «Последний янычар», 2015 г. 

 

Современный театр – это поиск

- Как бы вы охарактеризовали современный театр?

Александр Суворов: «Последние двадцать лет идет эпоха поиска формы. Существует много спорных постановок, много мнений. Например, в творчестве Константина Богомолова ярко проявляются все метания современной режиссуры. Я за его творчеством с огромным удовольствием наблюдаю с того момента, как он вышел из института. Его первая постановка в РАМТе была очень классической. А сейчас есть как талантливые постановки - с точной и умной работой над материалом, так и откровенно скандальные - с фривольным взглядом на авторский материал, не имеющие право на существование. Но и то, и другое – поиск».

Еще одно направление творческой деятельности Александра Суворова сегодня – озвучка. Первый такой опыт он приобрел в картине «Кавказ», где его голосом говорят сразу несколько героев. Сейчас в планах актера - более глубокое погружение в эту сферу, хотя попасть в озвучку было не так-то легко в силу определенной кастовости и закрытости.

Александр Суворов: «Я упустил волну, когда можно было влиться в этот мир, когда студии набирали новые голоса - у меня тогда был очень плотный график и мне хватало работы по озвучке собственных персонажей. В прошлом году я начал экспериментировать в этом плане - посмотрю, во что это выльется. Это совсем другая профессия - забавная, притягательная, которую я на уровне хобби начинаю осваивать».

-
«Миллионщик», 2023 г. Режиссер - П.Попов, Величалин - А.Суворов

 

Режиссура человеческих навыков

Пробовать себя в режиссуре Александр не планирует. Хотя подобные пробы уже были, но, по словам актера, оказались для него эмоционально и психологически тяжелыми. Зато у него неплохо продвигаются дела на поприще театральной педагогики.

Александр Суворов: «Я - режиссер-педагог. Преподавал везде, где звали: в киноколледже, школе-студии «Мастер», на курсах ораторского искусства, национальных курсах в училище им.М.С.Щепкина, курсах при Сколково. В пандемию даже онлайн вел занятия. Много лет плотно занимался преподаванием актерского мастерства в театре-студии «Постскриптум». Для меня педагогика – это бесконечное исследование. Я счастливый человек, поскольку нашел себя в еще одном ответвлении профессии - «режиссуре человеческих навыков», которая мне ближе, нежели режиссерское высказывание через драматический материал. Мне интересно найти что-то хорошее в людях, вытянуть это наружу, выпестовать, добавить, чего не хватает – в особенности, когда приходят те, кто готов работать. Вот тогда получается невероятный симбиоз.

Когда я выпускаю группу, благодарю их: «Не только вы учитесь у меня, но и я беру от вас многое, через те вопросы, что вы задаете. Это меня еще больше «заглубляет» в профессии».

-
Фото с сыном. Саров, 2022 год

 

Любить или воспитывать

Многие творческие люди не хотят, чтобы их дети повторяли их путь. Как Александр отнесется к тому, если его сын пойдет по актерской стезе?

Александр Суворов: «Это его право – самому выбрать свой путь. У меня нет амбиций относительно того, кем он должен стать. Актерский путь очень сложный. Мне в этой профессии повезло «авансом» - любой трамплин, любой скачок, который случается, должен быть заработан титаническим трудом. В первую очередь – работой над собой. И когда этот трамплин случится, им надо воспользоваться. К тому же актерская профессия сильно зависима, особенно в кино. И путь от того момента, когда на горизонте замаячила работа, до ее получения зависит не от твоего таланта напрямую, а от выбора огромного числа людей, отделяющих тебя от зрителя. Это режиссеры, кастинг-директоры, ассистенты, продюсеры, наблюдатели от канала, руководство канала, фокус-группы… Им всем ты сперва должен прийтись по душе. И только после этого получишь право войти в кадр. Надо иметь стальные нервы, чтобы реализовать два главных качества в актерской стезе - терпение и упорство, дабы не отказаться от того, чем занимаешься, не опустить руки. Это не каждому дано, поэтому в творческих профессиях люди часто ломаются. Моя задача – позволить сыну проживать свою жизнь, помочь узнать множество разных возможностей. Чтобы в какой-то момент он определился и начал ручеек интереса превращать в реку мастерства.

Сейчас меняется главный принцип воспитания, который был заложен в советское время, поскольку мир меняется. Мне близка позиция Димы Зицера: надо найти, что будет интересно ребенку, и заниматься развитием этого направления. И еще его постулат: «Определитесь на берегу, что вы собираетесь делать - любить ребенка или его воспитывать, поскольку понятия эти взаимоисключающие».

Я сейчас как раз нахожусь в моменте понимания: любить или воспитывать, чтобы потом вовремя себя ударить по рукам. Чем дальше, тем больше осознаю, что, воспитывая ребенка, в первую очередь работаешь надо собой».

Родители Александра смогли дать ему возможность самому выбрать свой путь, не настаивали на техническом образовании. «Я очень благодарен родителям, которые дали мне возможность вступить на сложную дорогу актерской профессии, - говорит Александр. - Буду счастлив, если и у меня получится позволить сыну выбрать свой путь».

Напоследок наш гость пожелал всем читателям «Нового города» верить в себя, любить свои ошибки и не бояться пробовать.

Александр Суворов: «Вектор развития личности человека включает принятие себя. Необходимо понимать: все, что происходит в вашей жизни, происходит благодаря вам. Если что-то хочешь, то нет ничего невозможного. Любая ошибка – счастье, поскольку это – опыт. И из любой беды можно вынести то, что позволит в будущем принять верное решение». 

вс, 10/29/2023 - 12:22