«Как причудливо тасуется колода», - сказал классик, а мы добавим - колода судьбы. Ведь дейстительно, никогда не знаешь, как «карта ляжет». Наша землячка, актриса Саровского театра драмы Юлия Французова, долгое время проработавшая, как раньше, говорили, «на большой земле», впервые попала на съемки случайно. А потом снялась в более чем 20 проектах.
«Плюнуть в вечность»
Сниматься в кино она никогда не планировала - ее мечтой был театр. И даже когда во время вступительных испытаний в театральный вуз услышала: «Не хотите ли попробовать поступить во ВГИК?», не задумываясь, ответила: «Нет, конечно! Это все не серьезно. Там должны играть красивые актрисы, а я пойду в театр».
Ни по кастингам не ходила, ни фото свои никуда не отправляла. Однако кино нашло ее само: уже на первом курсе Юля получила предложение сняться в фильме.
Юлия Французова: «Дмитрия Астрахана я случайно ударила дверью (Дмитрий Астрахан - режиссёр театра и кино, продюсер, телеведущий, киноактёр, - авт.). Так и познакомились. Проводился кастинг на мужские роли, и я пошла с однокурсником - он пробовался, а я решила его подождать, чтобы потом вместе дойти до общежития. И вот открывая дверь - а я, как всегда, шла «впереди планеты всей» (смеется) - случайно толкнула его, своего первого режиссера. Еще не зная, кто передо мной стоит, извинилась и услышала: «Девушка, а вы не ко мне?» Пошутила: «Хотите - к вам!». Тогда режиссер дал мне текст – как позже выяснилось - главной роли! - и стали пробовать. По сценарию эта героиня все время плакала и страдала. Вот он слушал, слушал, а потом сказал: «Это все, конечно, хорошо, но мужская половина зрителей не поверит, что вас бросают. Давайте вторую главную роль - актрисы-звезды, ее попробуем».
Попробовала. Утвердили. И пошла я к педагогам. В училище им.М.С.Щепкина, где я училась, съемки не приветствовались (видимо, мастера считали, что неокрепшего театрального актера специфика кино может «испортить», – авт.). «По мою душу» собрали совет из пяти преподавателей. Они ознакомились с ролью, сценарием, спросили, кто режиссер. Узнав, что Астрахан, и съемки намечены на лето, дали добро!
Дмитрий Астрахан стал моим первым режиссером, который подарил мне возможность «плюнуть в вечность» (выражение Фаины Раневской – авт.). Я благодарна ему за эту возможность. Я влюбилась в съемочный процесс! Он учил меня работать с камерой. В одной из сцен мне нужно было говорить слова любви партнеру, а снимали крупный план. И слова эти пришлось говорить в уголок камеры. Для меня был шок меня. Это потом ты уже ловишь от этого процесса кайф, ведь камера - она больше, чем партнер».
Юлия несколько лет работала с Дмитрием Астраханом в антрепризах, гастролировала с его спектаклями, партнерами саровчанки были известные актеры. А вот в кино во время учебы больше не снималась - времени не было.
Правый профиль
Уйдя и театра и родив старшую дочь, Юлия начала ходить по кастингам.
Юлия Французова: «В киношном мире есть определенная градация: «дешевый» сериал, «дорогой» сериал, полный метр, фестивальное кино. И можно всю жизнь остаться на первой ступени, не поднимаясь выше, поскольку попасть на другие проекты не так просто. Правда, и «дешевые» проекты могут снимать хорошие режиссеры. Если режиссеру или оператору ты нравишься, он для себя «поставит галочку», и потом пригласит «напрямую», минуя кастинговые агентства, в какой-то свой новый проект.
Первый режиссер, у которого Юлия снялась в сериале, был Казбек Меретуков.
Юлия Французова: «Было тяжело. Он ругался на съемочной площадке, не стесняясь в выражениях, мог оскорбить. Но меня Бог миловал - меня он хвалил. Работая с Казбеком Заурбековичем, я узнала, что такое крупный план и прочие киношные премудрости. Ведь Дмитрий Астрахан меня не обучал, не объяснял - просто «ставил в определенную точку». Ему, как режиссеру, нравился «мгновенный, а не сделанный» кадр, он любил снимать естественность.
Сейчас, смотря на эту первую после работы с Астраханом картину, вижу какие-то натужности - еще не было свободы, не умела плакать. Зато это была хорошая школа. Казбек Заурбекович потом еще несколько раз приглашал меня сниматься».
Постепенно актриса постигала азы кинопрофессии - например, узнала от одного из операторов, что «правый профиль – это ее профиль», и с тех пор стала сама просить на съемках снимать себя с этого ракурса.
Юлия Французова: «На площадке я быстро находила контакт со всеми. Чем больше становилось съемок, тем лучше я понимала операторов и режиссеров – практически с полуслова. К примеру, где надо «поддать» эмоцию, а где – нет. Постепенно режиссеры стали сами меня приглашать, и я даже перестала ходить по кастингам - работы и так было много.
Иногда режиссер, снимающий «дешевые» сериалы, мечтает снять полнометражное фестивальное кино. И когда у него появляется такая возможность, он приглашает тех актеров, с которыми уже работал. Вот так я однажды попала на главную роль в фильм, который, кстати, так не увидела – настолько это были закрытые показы.
Съемки таких фильмов сильно отличаются от сериальных. Помню, как один мой съемочный день длился сутки - с 6 утра до 6 утра следующего дня. Я приехала на площадку на своей машине, а возвращаясь обратно, буквально засыпала за рулем. Благо ранним утром МКАД был довольно пустым. Спать негде и некогда, тебя вызывают через пятиминутные перерывы, и ты можешь по два часа сниматься в одной и той же сцене, и каждый раз должен четко ее сделать, чтобы потом получились «склейки».
Чайная королева, или Почему актера надо хвалить
Прочитав как-то у Юлии пост про одну из киношных ролей, решила посмотреть эту серию. И нисколько не пожалела об этом, хотя и не сильно жалую криминальные сериалы. Но коллега оказалась настолько убедительной в роли «Чайной королевы», что я наслаждалась увиденным.
Юлия Французова: «Как-то мне позвонил кастинг-директор и предложил попробоваться на эту роль. Я читаю сценарий и понимаю, что это безумно интересно! Оделась, как, на мой взгляд, могла одеться эта героиня, сделала соответствующую прическу, макияж, настроилась. Учу текст. (Помню, на пробы я тогда пришла на каблуках, в голубой кофте и белой юбке). Сижу в коридоре, думаю, как сыграть. И вдруг проходит режиссер (я тогда не знала, что это он) - маленький, невзрачненький. Поворачивается и спрашивает: «Вы ко мне?». Киваю. На кастинг заходят по очереди несколько девушек, иду и я. Режиссер смотрит, молчит, а на следующий день узнаю, что утверждена.
Режиссер Николай Денисов во время съемок часто приговаривал, показывая на меня в камере: «Шикарная!». Обращаясь к главным героям сериала, обещал снять их крупным планом в следующей серии, а в этой снимал меня. В этом фильме я впервые попробовала то, о чем ходили легенды про Сергея Безрукова - плакать одним глазом, чтобы потом получилась «склейка». И у меня - правда, не с первого дубля, - но это тоже вышло. Я понимала - надо сделать!
Ко времени съемок «Королевы» я уже доросла до такого уровня, что даже могла попросить переснять сцену, если чувствовала, что не дотянула. Режиссер разрешал смотреть отснятый материал. На этом проекте у меня крылья выросли! Если тебе дают свободу, тобой восхищаются - горы можно свернуть. Вот тогда я поняла, что артиста надо хвалить!»
По словам Юлии, вначале карьеры она часто играла полицейских, а когда перекрасилась в блондинку, перешла на главных героинь. «Все-таки в кино главное - внешность, фактура, - признается актриса. - Была темной шатенкой – давали роли сильных, волевых, независимых «стерв». Стала «белой» - пошли нежные трогательные героини».
Отказаться от шанса
Не знаю, многие ли актеры рискнут отказаться от шанса сняться у Никиты Михалкова - скорее всего, нет. А вот наша сегодняшняя гостья смогла…
Юлия Французова: «У Никиты Сергеевича есть «ТриТЭ» — советское и российское творческо-производственное объединение, созданное кинорежиссером и его единомышленниками в 1987 году. Туда можно написать, отправить анкету в актерский отдел, ею будут заниматься кастинг-директора. Ну, или не будут. Но шанс есть. И я, конечно, тоже отправила туда анкету. Ответа не было. Шел 2014 год. К этому времени я уже родила двоих детей, поняла, что в театре работать не хочу… Кино - вот чем были заняты мои мысли!
Конечно, после двух декретов восстановиться сложно - тебя забывают. Но я не сдавалась - ходила на кастинги, «отмечая свое лицо», чтобы вспоминали. А еще пошла получать второе образование - учиться на телеведущую. В институт приезжали известные люди, мы брали у них интервью. И вдруг однажды приезжает Никита Сергеевич Михалков. Конечно, я пытаюсь сесть в первые ряды нервно жду эту встречу. «Да, вы вообще знаете, как я его жду?!», - хочется мне крикнуть всем в зале. Входит высокий, красивый, окруженный охраной Михалков. Все, как в тумане. Сердце колотится. Еле дождалась окончания встречи. И только он встал, я бросилась к нему - но не за автографом. Я схватила его за руку и крикнула: «Я отправила вам свою анкету! Я хочу сниматься в ваших фильмах! У меня есть образование».
Охрана пытается нас разъединить, толпа хочет автограф. А Никита Сергеевич, сквозь крики и возгласы, говорит, наклонившись ко мне: «Не может быть, чтобы вам не ответили! Куда вы высылали анкету? Позвоните мне».
Берет мою книжку, пишет свой телефон и уходит, защищаясь охраной. Я остаюсь с этим номером телефона. Счастливая, но опустошенная…
Признаться, я ему так и не позвонила - испугалась, что если начну сниматься, не увижу своих детей, семью. Я уже тогда их мало видела. Видимо, одно дело - идти к цели, а другое - ее достигнуть. Мне в тот момент стало страшно.
А жизнь меня все равно связала потом с сыном Никиты Сергеевича. Позже я снялась в фильме Михалкова-младшего, и тогда впервые увидела выстроенный павильон – действие по сценарию происходило в «Нью-Йорке». Огромный! Я была в шоке от рельс, по которым ездила камера. У меня в картине был небольшой эпизод – я играла крупье, которая главным героям раздавала фишки. После съемок все должны были поехать отмечать этот процесс, а я поняла, что мой муж один дома, и это просто будет не честно. Больше мне не позвонили».
Хромакей, сериалы и знаменитый партнер
Был у Юлии и опыт съемок на хромакее (зеленый фон, который потом убирается, а вместо него можно поместить любой план, – авт.). Она снималась в пустом помещении, а потом с интересом смотрела рекламу уже с магазинами и домами. При этом надо было отыграть сцену так, как будто ты с кем-то говоришь, кому-то машешь рукой. «Наверное, это самое сложное в кино – когда у тебя нет партнера, - считает Юлия. - Вот в «Титанике», например, - полный хромакей, актеры же не тонули в океане. А эмоции надо было сыграть!»
Одной из наиболее сложных для актрисы оказалась ее самая первая роль в одном из сериалов, где она играла женщину-полицейского, которая вбегает в комнату и видит, как ее бабушка стреляет в себя и умирает у нее на руках.
Юлия Французова: «Сложность кино в том, что ты должен не только сыграть, но и точно попасть в кадр, то есть совместить игру с другими задачами - наклониться не выше и не ниже, не перекрыть партнера, и т.д. На крупном плане, например, ты не можешь махать руками, ты ограничен в движении. Зато на общем плане можно ничего не играть (смеется). Это поток, там не думают, готов ты или нет, набрал ли нужное состояние. Если точно попал в кадр, тут же звучит: «Камера, мотор, начали!». А ведь мне тогда надо было влететь с сильной эмоцией!..
Но мне удалось, я натурально рыдала, трясла киношную «бабушку», при этом точно попав в кадр. На всю жизнь запомнила эту съемку».
За свою киношную жизнь Юлия работала со многими знаменитостями, но особенно запомнились съемки с Алексеем Маклаковым.
Юлия Французова: «Мы ждали, что приедет звезда, приготовили для него отдельную гримерку. В фильме была сцена с фонтаном, который запускали один раз, и если ты «накосячишь» или запнешься, переснять уже ничего будет нельзя. А тут такая ситуация вышла: когда меня гримировали, гример попала в глаз кисточкой с тушью. У меня слезы навернулись, я понимаю, что мне сейчас идти на площадку, а глаза красные! Пытаюсь что-то сказать и слышу от нее в ответ: «О! Звезда!»
Стало так обидно! Вышла из гримерной, стою, плачу. Подходит мужчина, говорит: «Девушка, вы такая красивая и плачете». Я оборачиваюсь – а это Маклаков. Рассказываю ситуацию, он обещает разобраться. И отчитал всех так, что мало никому не показалось!
Мы с ним потом часто пересекались, общались, я даже в гостях у него была. Он тогда сказал: «Ты всегда должна быть наготове, в тонусе, чтобы «схватить эту птицу». Ведь съемок может не быть полгода, год, два - а потом вдруг подряд пойдут. Главное, никогда не унывать».
Я это запомнила и так и живу».
Юлии Французовой сейчас часто приходится отказываться от съемок, но она надеется, что в киношную жизнь еще вернется. Признается: «Я камеру люблю даже больше сцены!»