«Берегите головы!». В Саровском драматическом прошла премьера спектакля к 75-летию театра

В последние вечера марта в Саровском драматическом театре был, как всегда, аншлаг. Эти дни ознаменовались выходом весьма необычной премьеры – юбилейного спектакля под названием «Берегите головы!», посвященного 75-летию нашего театра.

Ранее юбилеи театра всегда отмечались концертами – торжественными одноразовыми мероприятиями. На этот раз в театре поступили иначе: главным мероприятием стал не театральный капустник, а полноценный юбилейный спектакль, который войдет в репертуар театра.

Над драматургической основой трудились главный режиссер театра Антон Морозов, завлит Ольга Логинова и хореограф Оксана Илларионова. Дата выпуска спектакля – 29 марта – неслучайна: сразу после Всемирного дня театра (27 марта) и в преддверии дня рождения Саровского театра – 19 апреля.

Новый спектакль увиделся мне настоящей красочной феерией. Актеры одеты в яркие разношерстные костюмы всех стран и эпох - для постановки явно пришлось перетряхнуть костюмерные закрома, заполнявшиеся на протяжении 75 лет. Завзятые театралы, полагаю, узнают реквизит и декорации из постановок прошлого и нынешнего века. В спектакле задействованы 30 артистов всех возрастов – практически вся саровская труппа! Это один из самых густонаселенных спектаклей в репертуаре.

Новая постановка – водевиль, капустник, производственная комедия «в одном флаконе». Действие происходит в театре, но вот в каком именно – загадка. Ведь «все персонажи и события спектакля являются вымышленными, а любые совпадения – случайны».

В спектакле много действия, музыки, танцев, шуток - чисто театральных, но понятных и зрителю. Пронзительных и порой душераздирающих стихов, прочитанных любимыми актерами Ольгой Берзиной и Анатолием Наумовым. Стихотворный монолог Ольги Берзиной о любимом зрителе, который во время спектакля то болтает по телефону, то закусывает, то несется сломя голову занять очередь в гардероб, не только вызвал дружный смех, но и, надеюсь, заставил задуматься…

Почему «Берегите головы!»? Тут явно заложено сразу несколько смыслов. Самый простой - именно так монтировщики предупреждают, что над сценой опускается штанкет.

Беречь свои головы от неуемных фантазий следует также и молодым актерам. В спектакле есть комичные по форме, но трагичные по сути диалоги между «примадонной» театра (Ирина Аввакумова) и молодыми актерами. «Хочешь сыграть Катарину? Да куда тебе, вот лучше разучи роль горничной – ты словно для нее родилась»… «Простоев? – непорядок, надо сменить фамилию». Отдать молодой актрисе роль, которую сама играла лет …дцать назад, вместе с платьем к этой роли?! Да ни за что! Лучше разорвать платье в клочья, а девчонку поставить на место.

Или излияния театрального специалиста по постановке сказок (Максим Солнцев): «Шекспир? Фу, какая пошлость! Да кто же нынче ставит Шекспира?! Вот «Жила-была Сыроежка» - это да, это настоящее искусство! Не хотите играть Сыроежку? Да что вы, вон у меня народный артист гусеницу играет – и не пищит!»

«Не бывает маленьких ролей», - утешает молодую актрису пожилой мэтр, выглядывающий из этой самой гусеницы (Анатолий Наумов). И он прав – даже в эпизод можно вложить столько души, что зритель тебя в этой роли никогда не забудет. Я вот, например, вспоминаю самого заслуженного артиста РФ в эпизодической роли мужа-рогоносца в спектакле «Лекарь поневоле». Там он комично появляется из-под юбки неверной жены. Но герой, изображенный им, по сути – глубоко трагический персонаж, заставляющий задуматься, а так ли безобидна супружеская измена… Сам спектакль особых впечатлений не оставил, а вот персонаж Анатолия Наумова запомнился на всю жизнь!

В комедийной форме, со смешными прибаутками и гэгами, нам рассказывают истории не только актеров, но и руководства и сотрудников театральных цехов: гримеров, реквизиторов, костюмеров, монтировщиков и др. Комично и в то же время реалистично изображена директор театра – «эффективный менеджер» в розовом костюме. Вот тиристорщик Михалыч (Константин Алексеев), чей рубильник может поставить крест на любом спектакле… А вот деловитый завпост (Андрей Опалихин), только и мечтающий списать какой-нибудь спектакль, чтобы разгрузить склады… Вот завлит (Мария Раздобарина), рысцой бегающая с огромной стопкой книг Шекспира за приезжим режиссером (Руслан Шегуров). Вокруг самого этого Шекспира, а точнее, постановки одной из его пьес, и разворачивается основная интрига сюжета. Что именно поставить, каких актеров задействовать?

«Вот бы попасть в спектакль, хоть в самой захудалой роли!» – молят артисты и бросаются к доске с распределением. Простой для артиста – тяжкое испытание, сравнимое с потерей смысла жизни. Ведь он пришел в театр СЛУЖИТЬ, а не «тянуть лямку» или «исполнять обязанности».

Финал спектакля эпичен, Анатолий Наумов декламирует стихотворение Н.Гумилева «Театр»: «Все мы – смешные актеры в театре Господа Бога».

На мой взгляд, постановка очень гармонична – комедийные эпизоды перемежаются драматическими, но с нотками трагикомедии, сказки и легкого сюра. Декорации аскетичны, но при этом выразительны – как всегда у художника-постановщика Владимира Ширина. Музыка приятна и разнообразна, актеры прекрасно поют вживую. Свет – полноценный участник действа, помогает выделить персонажа, подчеркнуть комизм или трагизм ситуации. Да и в целом действо на сцене не только веселит, но и сподвигает задуматься, посочувствовать.

А нашему театру, молодому и прогрессивному, несмотря на свои 75, желаем роста, развития и неизменно любящих зрителей!

чт, 04/04/2024 - 13:16