
Продолжаем путешествие по достопримечательностям Балашихи, и сегодня побываем в местах, близких сердцу любителям литературы и изобразительного искусства.
Чтобы помнили
Балашихинскую картинную галерею в интернете называют «маленькой Третьяковкой». Прочитав такое определение, не смогла не посетить это место. Повезло увидеть сразу две необычные выставки. Одна из них - «Чтобы помнили. Евгений Дацко. 22 июня». Эта экспозиция открыла проект, посвященный 80-летию Победы, - эту дату мы будем отмечать 9 мая 2025 года.
Бывают выставки одной картины, а здесь были представлены картины, посвященные одному дню, беспощадно разделившему жизнь советских людей на «до» и «после» - дню начала Великой Отечественной войны. В полиптих, созданный художником в 2020 году и переданный его друзьями в дар галерее в 2023-м, входит десять полотен, суммарная длина которых достигает 30 метров. Под выставку отведен целый зал, что заставляют зрителя полностью погрузиться в атмосферу того страшного времени.
Заслуженный художник РФ, член Союза художников СССР, ребенок войны Евгений Иннокентьевич Дацко родился в 1940 году и через всю жизнь пронес воспоминания о военных годах. В полиптихе мы видим собирательные образы героев, сражавшихся на фронтах, ковавших Победу в тылу, мирных жителей, переживавших вся тяготы лихолетья, а также вполне конкретные исторические личности военачальников, ученых, художников, политических деятелей. Так, с первого же полотна на нас смотрит Дмитрий Михайлович Карбышев, а рядом с ним – ученые, занимавшиеся разработкой атомного оружия и близкий нам академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин и Юрий Борисович Левтиан, чей голос люди напряженно ловили каждый день из репродукторов, молодые Леонид Ильич Брежнев и Никита Сергеевич Хрущев. Корабли и Спасская башня Кремля – все стало для художника предметом внимания.
Для меня оказалось очень близкой центральная часть полиптиха - самая крупная, выдержанная в черно-красных тонах, где на фоне пламени пытаются спастись от фашистского нашествия мирные жители: женщины, дети, инвалиды… Фигура матери, бегущей с двумя дочерьми, заставила вновь пережить страх от рассказа бабушки. Она вспоминала, как немцы выгнали их из домов, и ей пришлось идти пешком под палящим солнцем и нести на руках младшую полуторогодовалую дочь.
А старшая (моя мама), которой тогда было всего три года, шла сама, держась за подол материнской юбки. Мне даже показалось, что художник именно их запечатлел на картине – и внешность, хотя и довольно обобщенная, и возраст – все совпадало. На этом полотне кажется, что фашисты заполонили все пространство: горит береза – символ России, прячутся дети, летят бомбы, но им противостоит комбат (сразу вспоминается известная фотография бойца, понимающего солдат в атаку), рядом – пограничник на коне – отсылка к фигуре Георгия Победоносца, встали несокрушимой стеной ворота Брестской крепости…
В целом, можно сказать, что экспозиция вряд ли кого-то оставит равнодушным, ведь в нашей стране нет ни одной семьи, «где б не памятен был свой герой», и события тех лет пеплом стучат в каждое сердце…
Букет для Пушкина
В этом году исполняется 225 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Во втором зале галереи расположилась выставка «Славянское древо. Букет для Пушкина», где представлены работы современных художников, по-своему осмысляющих известные строчки поэта и его жизнь. Здесь и живопись, и декоративно-прикладное искусство, и скульптура. Есть работы в жанре реализма, есть интересные коллажи - например, серия работ, в которых используются строчки из произведений поэта. Есть работы, выполненные в стиле наивного арта. Художники использовали разную технику - масло, пастель, акварель, иногда смешивая их.
Картины, изображающие Пиковую даму, поражают, с одной стороны, своей наивностью, с другой – яркостью и очень личным взглядом художника на одно из самых известных произведений Александра Сергеевича. Вот портреты поэта и его супруги Натальи Николаевны. Вот романтичные и, вместе с тем, с оттенком трагичности иллюстрации к «Метели». Или объемный коллаж «Утро поэта» с бабочками – символами вдохновения - и уютным столом, за которым творил поэт. Все это притягивает взгляд и пробуждает желание обсудить увиденное, поделиться впечатлением, поспорить или, напротив, согласиться с автором.
Есть на выставке и необычные экспонаты – миниатюры с портретами Пушкина, выполненные на… морских раковинах. Отдельного внимания заслуживает бронзовый бюст поэта. Его автор – Балашихинский скульптор, почетный член Российской академии художеств художник Александр Сильянов – человек, лишенный зрения и слуха, но наделенный талантом и удивительным жизнелюбием! В розовом зале галереи можно посмотреть фильм о работе художника над бюстом, созданный специально для выставки куратором Дмитрием Неумоиным. Кстати, бронзовый Пушкин стоит в окружении пронзительных фотографий, посвященных памятникам великому поэту.
Понимаю, что рассказываю о высоком - об искусстве, но не могу не поделиться впечатлением от посещения прозаического места общего пользования - оно потрясающе приспособлено для зрителей с ОВЗ! Буквально на каждом метре площади - поручни, которые снабжены, к тому же, шрифтом Брайля, обозначающим для человека начало и конец поручня. Увы, мест, настолько удобных для маломобильных граждан, в нашем любимом Сарове нет. Цены в Балашихинской галерее вполне демократичны, есть скидки пенсионерам и студентам, а посещение можно оплатить и на месте, и онлайн.
Музей-дача Андрея Белого
С интересом побывала я и в музее-даче Андрея Белого, которая расположена в районе Кучино города Балашиха. Удивление для меня началось еще в такси, когда водитель, узнав, куда мы направляемся, с удовольствием поделился со мной своими мыслями о личности поэтов-символистов, о творчестве Маяковского, обсудил образы романов Булгакова. «Как будто в литературном клубе побывал…», - с восхищением произнес сын, когда мы вышли из машины…
Домик 1917 года постройки, спрятанный в зелени деревьев, оказался скромным, с абсолютно домашней атмосферой. Экскурсовод рассказывала о поэте как о любимом друге. Конечно, сейчас этим домом владеет уже не та семья, у которых когда-то снимали жилье Андрей Белый с супругой. Тем не менее, это – частное домовладение, и хозяйка до сих пор не соглашается его продать, а лишь сдает в аренду.
Поднявшись по скрипучим деревянным ступеням, погружаешься в убранство комнаты начала XX века - деревянные комоды, вязаные салфеточки, черные репродукторы, круглый деревянный стол, за которым часто принимала гостей семья писателя. Здесь бывали Б.Пастернак, Г.Чулков, О.Форш, Т.Табидзе, П.Яшвили и другие. Кстати, хотя и жил здесь поэт круглогодично в течении пяти лет, он называл этот дом «уютной дачкой», а еще - «таинственным островом».
Андрея Белого как в творчестве, так и в жизни люди или полностью принимали, или не принимали совсем. Хозяева сразу нашли с ним общий язык и по утрам варили ячневую кашу, которую поэт-символист называл «яшневой», приправляя ее вишневым вареньем – обожаемым лакомством писателя. Кстати, ветки вишен практически стучались в окна деревянного балкончика, на котором так хорошо было встречать закаты и рассветы.
В 2015 году напротив музея-дачи Андрея Белого в Балашихе установили единственный в России памятник поэту.