Летние каникулы подходят к концу, впереди – новый учебный год. И это еще один важный повод, чтобы поговорить о подготовке ребенка к школе. А именно – в каком возрасте отдавать ребенка в первый класс, чтобы адаптация прошла успешно и не навредила деткой психике?
Нервная система у детей созревает ближе к семи годам
В первый класс принимают детей от 6,5 до 8 лет. Разрыв в полтора года довольно существенный. И дело не в том, что ребенок, который пойдет в первый класс на год позже, этот год «потеряет».
Наоборот: ребенок, которого родители стремятся отдать в школу как можно раньше, может быть еще не готов к новым условиям и усвоению школьной программы. И на это влияет несколько факторов.
По словам нейропсихологов, нервная система у детей созревает ближе к семи годам, а это значит, что в этом возрасте формируется интеллектуальная, эмоциональная и социальная зрелость, которые необходимы для успешной адаптации в школе.
Интеллектуальная зрелость — это развитое мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика. Может ли ребенок концентрироваться на одном занятии дольше 10−15 минут? Может ли выслушать, понять и запомнить правила? Насколько хорошо развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и адекватный возрасту словарный запас, достаточный уровень знаний об окружающем мире.
Эмоциональная зрелость предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций и появляются навыки, которые позволяют длительное время выполнять действия, требующие концентрации внимания. Еще одно важное умение — справляться со своими негативными эмоциями.
Социальная зрелость включает мотивационную готовность учиться в школе, желание и умение общаться со сверстниками. Ребенку необходимо овладеть навыками самостоятельности. Он должен уметь следовать требованиям и правилам, которые транслирует учитель и негласно устанавливаются в детском коллективе. Еще одна важная способность — умение разрешать конфликты со сверстниками: если у ребенка есть опыт посещения детских дошкольных учреждений, это облегчит процесс привыкания к школе.
Хочет играть – не хочет учиться
А что делать родителям, у которых ребенку на момент зачисления в первый класс исполняется 6,5 лет? Отдавать в этом возрасте или подождать еще год? Многие психологи и педагоги склоняются ко второму варианту. По их мнению, дело не только в развитии нервной системы ребенка – современная программа начальной школы больше ориентирована на семилеток.
Большинство тех, кто пошел в школу в шесть лет, испытывают трудности в обучении: да, они умеют читать и писать, но им сложно долго усидеть на одном месте. Многим шестилеткам еще хочется играть, потому что этап познания себя и мира через игру не успел закончиться, поэтому им трудно сосредоточиться на учебном процессе.
При этом психологи напоминают, что у некоторых детей биологический возраст может отличаться от «календарного». Например, ребенку уже семь лет, но его познавательные функции плохо развиты из-за перенесенных хронических заболеваний. Дозревание произойдет, но ребенку нужно дать время. А если его отдать в школу, невзирая на особенности развития, с обучением и здоровьем могут возникнуть проблемы.
Также специалисты подчеркивают - все дети разные: одни будут готовы к школе в 6,5 лет, а другим стоит начинать учебу позже – в семь или даже в восемь лет, здесь нужен индивидуальный подход. Прежде чем отдать ребенка в первый класс, специалисты советуют пройти диагностику готовности к школе. Тогда родители смогут понять - стоит ли нести заявление или нужно подождать и уделить внимание развитию мелкой моторики ребенка, его социальных навыков, укрепить здоровье.
И еще один важный момент: психологи отмечают, что негативным фактором, влияющим на адаптацию ребенка в школе, могут быть завышенные требования родителей. Не требуйте от ребенка больше, чем он может сделать в силу своего возраста и индивидуальных особенностей. Хвалите детей не только за достижения, но и за стремления к новым знаниям.
Любая адаптация – это стресс для ребенка
Новый учебный год – волнительное время не только для родителей первоклашек, но и для тех, чьи дети впервые пойдут в ясли или детский сад. Здесь тоже есть свои сложности и нюансы.
Специалисты отмечают, что любая адаптация – это стресс для ребенка, так как его привычный образ жизни кардинально меняется. В детском саду он будет много времени проводить без родителей, ему нужно научиться жить по распорядку, следовать правилам.
Во время адаптации организм приспосабливается к меняющимся условиям, и у ребенка могут появиться нарушение сна, снижение аппетита, отмечаться регресс умений, резкие перепады настроения, частые респираторные заболевания или обострение хронических. Специалисты напоминают, что это не катастрофа, а временные «побочные эффекты» адаптации, но важно продолжать наблюдать за состоянием ребенка.
По словам психологов, адаптационный процесс запускается не в первые дни, а примерно через две-три недели после того, как малыш начал ходить в детский сад. Обычно адаптация длится 2—4 недели. Если спустя несколько месяцев у ребенка не наступает прогресса — он не хочет ходить в садик, плохо спит и ест, появляется заикание, нервный тик или другие тревожные сигналы, необходимо приостановить посещение сада и обратиться к неврологу и психологу. Нужно выяснить возможную причину тяжелой адаптации.
Специалисты уточняют, что в первое время после посещения садика у ребенка могут наблюдаться скачки настроения, агрессия и даже истерики – так ребенок снимает накопившееся за день напряжение, и это говорит лишь о доверии к родителям. Взрослым остается только посочувствовать и проявить заботу. Психологи уточняют, что у малышей еще только формируется эмоциональная и нервная системы, и задача родителей — быть заботливыми взрослыми, которые всегда рядом. Лучше всего напряжение у ребенка после садика снимает физическая нагрузка и арт-терапия. Можно вместе поиграть с водой, песком, полепить, порисовать, можно сделать ребенку массаж.
Подготовку лучше начинать заранее
Специалисты подчеркивают, что подготовку ребенка к детскому саду лучше начинать заранее. Детям важно общаться со сверстниками - например, можно почаще посещать детские площадки. Нужно постепенно обучать малыша навыкам самостоятельности, выстраивать режим дня, который ждет его в детском саду. Маме нужно иногда расставаться с ребенком, оставляя его на время с бабушкой или няней. Дети, у которых был опыт такого недолгого расставания, легче адаптируются в детском саду. Также можно познакомить ребенка с режимом и правилами детского сада в игровой форме, например, использовать в игре с любимыми игрушками сюжет «Один день из жизни садика».
В период адаптации у ребенка не должно быть никаких дополнительных стрессов - переезд, развод родителей, рождение второго ребенка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
Важен настрой и поведение родителей
Успешность адаптации ребенка в саду во многом зависит от настроя и поведения родителей. На что нужно обратить внимание?
- Некоторые мамы испытывают чувство вины из-за того, что выходят на работу, а ребенка отправляют в детский сад. Помните: ребенок считывает ваше настроение. Во-первых, нужно понять первопричину вашего внутреннего состояния. Во-вторых, объяснить малышу в доступной форме, что ваша обязанность – ходить на работу, а его обязанность – посещать детский сад, общаться с другими детьми. И это нормально.
- Усложнить адаптацию ребенка к садику могут долгие утренние прощания. Не терзайте себя и ребенка. Придумайте какой-то ритуал перед прощанием – обнять, поцеловать, сказать теплые слова. Сбегать из садика незаметно тоже не следует – ребенок будет переживать, что вы внезапно исчезли. Прощаясь, скажите малышу, что вечером вы обязательно придете за ним.
- После того, как вы забрали ребенка из сада, не делайте акцент на негативных моментах – к примеру, «Тебя кто-нибудь обижал?», «Ты долго плакал, когда я ушла?». Лучше спросите, что было интересного, с кем ребенок играл, вкусная ли была котлета на обед?
- Не пугайте ребенка детским садом - «Вот будешь себя плохо вести, оставлю тебя в детском саду!». Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Не стоит обсуждать воспитателей и садик в негативном ключе при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди.
- Не нагружайте психику ребенка по вечерам мультфильмами, гаджетами или посещением шумных мест. Малыши эмоционально устают в садике, поэтому на время адаптации лучше ограничить дополнительные факторы психологической перегрузки.
По информации www.gdemoideti.ru, www.pravmir.ru, www.centerdetskiy.ru, www.kp.ru, www.psychodemia.ru, www.pedsovet.org. Фото www.salon-imidj.ru