Летом, гуляя с детьми в центральном городском парке, наблюдала странную картину: трое подростков в масках животных, надев на себя игрушечные хвосты и перчатки в виде пушистых лап, бегали на четвереньках по детской площадке, что вызвало у окружающих большое удивление.
Новый подростковый тренд
Оказалось, что эти подростки – квадроберы, увлеченные новым трендом, который стал активно распространяться через соцсети в этом году. Последователи квадробинга не только используют атрибутику животных в одежде, но и подражают животным повадкам, а также занимаются специальными физическими упражнениями, которые выполняются с одновременным участием рук и ног.
В последнее время эта подростковая субкультура стала серьезным поводом для общественных обсуждений и родительской тревоги: все чаще появляются новости, что юные квадроберы в погоне за трендом вместо обычных продуктов едят животный корм или, изображая агрессивных животных, набрасываются и кусают прохожих.
В начале октября в Госдуме предложили не только запретить квадробинг в России, но и разработать меры ответственности для родителей детей-квадроберов. Поводом послужили несколько вопиющих случаев, один из которых недавно произошел в Омске: женщина гуляла с сыном-квадробером на поводке, а ребенок бегал на четвереньках, изображая собаку.
Почему увлечение квадробингом может быть опасным для детей? Об этом рассказала психолог Наталья Мышова.
Искусственная инфантилизация и сбой ориентиров
Психолог считает, что широкое распространение квадробинга и других похожих трендов среди подростков - это искусственная инфантилизация детей.
Наталья Мышова: «Сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают кошечек, собачек и других животных, считаются нормой для возраста 3-5 лет. Если подросток активно увлекается подобными перевоплощениями, то он неосознанно скатывается на более ранние этапы развития. Чем опасно такое поведение для детской психики? В подростковом возрасте ребенок задается важными вопросами – кто я? каковы мои цели и потребности? к чему я стремлюсь? Ему нужны адекватные нравственные и жизненные ориентиры. И если в этот момент вдруг случается сбой и подмена понятий, то может произойти потеря собственной идентичности, не выполняются важные задачи подросткового возраста. Дети-квадроберы погружаются в фантазийный мир, где они ассоциируют себя с животными – кто я? кошечка или человек? – и фокусируются на животных инстинктах и примитивном поведении, а не на развитии высших психических функций, необходимых для формирования здоровой личности. В будущем это может привести к серьезным психологическим отклонениям».
- Часто подростки, занимающиеся квадробингом, говорят, что в этом тренде их привлекают именно необычные физические упражнения и трюки, которым они с интересом обучаются. Некоторые воспринимают это явление как безобидное и веселое занятие.
Наталья Мышова: «Здесь могут насторожить два момента. Во-первых, есть дети, которые действительно воспринимают квадробинг как популярное развлечение с элементами физической активности - они «поиграют» в этот тренд и со временем интерес к нему пропадет. Другие же, в силу особенностей своей психики, могут уйти в этот фантазийный мир с головой, что опасно для психического здоровья.
Во-вторых, увлечение квадробингом может затянуть ребенка в «контекстную воронку»: к примеру, подросток будет искать в интернете информацию о том, как сделать маску для своего персонажа или захочет купить костюм животного, и у него на странице начнет появляться контекстная реклама и ссылки, переход по которым в итоге может привести его на сайты и в интернет-сообщества с сомнительным и непристойным содержанием. По этим же причинам сейчас рассматривается вопрос о запрете распространения в России таких субкультур, как фурри и териатропы, последователями которых становятся взрослые, также ассоциирующие себя с образами животных. Эти современные течения тоже кажутся «безобидными», но только на первый взгляд».
Уход в субкультуру – способ сбежать от проблем
- Кто больше всего уязвим и подвержен негативному влиянию трендов и субкультур?
Наталья Мышова: «На это влияет степень внушаемости и особенности работы психики - кто-то привык все анализировать и тщательно обдумывать, кто-то готов наивно поверить всему. Это индивидуальная особенность каждого человека.
Для некоторых детей уход в субкультуру, в том числе и квадробинг, становится способом справиться с тяжелыми переживаниями, тревогой, давлением и непониманием со стороны сверстников или взрослых. Часто такое поведение свойственно подросткам, которые растут в семье, где «холодная» мать, с которой нет эмоциональной и душевной близости, нет материнской ласки и нежности. Или же может быть «отсутствующий» отец, который физически присутствует рядом, но не уделяет внимания ребенку.
Важно понимать, что ни одно молодежное движение или общественное течение не возникает само по себе - оно основывается на определенной идеологии, распространение которой имеет конкретные, часто скрытые цели. Рассмотрим, к примеру, субкультуры, которыми подростки увлекались раньше: эмо – это романтизация депрессии и культивирование ненависти к себе; хиппи провозглашали лозунги за мир, добро и любовь, только под этим обычно скрывалась беспорядочная жизнь и нежелание брать на себя ответственность; панки выступали за борьбу против системы, но в итоге это сводилось лишь к неконтролируемой агрессии. Субкультура – это протест против общепринятых норм и ценностей, считается, что так можно достичь внутренней свободы. Но это псевдосвобода, иллюзия. Свобода - это способность человека быть в контакте с собой и делать осознанный выбор».
- Но подросткам свойственно протестовать, выражать себя, искать группы по интересам…
Наталья Мышова: «Здоровый протест - это отстаивание своего мнения, личных границ и потребностей. Когда, к примеру, подросток говорит родителям, чтобы они не входили в его комнату без стука, не лазили в портфеле и личных вещах, не проверяли его телефон. Или когда учительница занизила оценку, и он хочет оспорить это решение.
Быть частью группы – важный и необходимый этап развития в подростковом возрасте. Ребенок учится взаимодействовать со советниками, отстаивать свои интересы и потребности, проявлять себя, разрешать конфликты, слышать других, искать компромиссы. Задача родителей – дать ребенку возможность найти такую группу по интересам, где у него сложится свой круг общения. И этой группой может стать кружок, секция, творческое объединение, которые создают благоприятную атмосферу для познания себя и мира. Многие же субкультуры и тренды, которые в последнее время стали распространяться среди подростков, наоборот, тормозят развитие и становятся лишь способом ухода от реальности».
Фантазии и реальный мир
- Некоторые родители готовы поддержать любые увлечения ребенка, даже самые странные, только чтобы он отвлекся от гаджетов и не сидел дома без дела. Другие взрослые, наоборот, категорично выражают запрет, что неизменно приводит к конфликтам. Как же реагировать родителям, чтобы не потерять контакт с ребенком?
Наталья Мышова: «Странные увлечения подростка – это серьезный повод для родителей обратить внимание на самочувствие ребенка и ситуацию внутри семьи. Какие проблемы существуют, на что взрослые не обращают внимание? Нужно выявить причину такого поведения. Ребенку важно чувствовать, что родители рядом, готовы оказать помощь и поддержку.
Кроме того, прежде чем что-либо поддерживать или запрещать, нужно изучить вопрос. Что это за хобби, которое так интересно ребенку? Чем оно привлекательно? Какие потребности ребенок пытается удовлетворить? Какие могут быть последствия? Также важно обсудить эти вопросы с самим ребенком - без давления, создав доверительную атмосферу.
Если родители не поддерживают увлечение ребенка, так как считают это занятие вредным или опасным, нужно четко объяснить свою позицию, привести аргументы. Не прибегать к запретам, а разговаривать с подростком, задавать вопросы и быть готовым дать обратную связь.
Также можно предложить альтернативу. Например, подростку нравится квадробинг, потому что интересны необычные физические упражнения. Но ведь есть секции, где также можно научиться выполнять трюки, но после необходимой физподготовки и под присмотром тренера. Или ребенку нравится мастерить маски животных и перевоплощаться в различных персонажей - есть занятия по актерскому мастерству, студии прикладного творчества. Такое перенаправление энергии и интересов подростка в «мирное русло» поможет ему не только удовлетворять свои потребности, но и четко понимать и отделять, где мир фантазии, а где - реальный мир».