26 октября (по новому стилю 8 ноября) родился Николай Леонидович Духов (1904-1964) - конструктор бронетехники, ядерных и термоядерных вооружений. С 1948 по 1954 годы – руководитель научно-конструкторского сектора КБ-11, участник испытаний РДС-1 и других специзделий. С 1954 года — директор, главный конструктор и научный руководитель филиала №1 КБ-11 (ВНИИА). Член-корреспондент АН СССР. Трижды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и пяти Государственных премий СССР.
Конструктор Танкограда
С 1924 по 1928 годы Духов учился на рабфаке Харьковского геодезического и землеустроительного института, по окончании которого был командирован в Ленинградский политехнический институт, где его зачислили на механический факультет. В 1932 году окончил институт по специальности «Конструирование и производство тракторов и автомобилей, после чего направлен на завод «Красный Путиловец» (Ленинград) инженером-конструктором. В 1935 году на этом заводе (переименованном в Кировский) было организовано Специальное конструкторское бюро №2 для проектирования и выпуска танков, усовершенствования их конструкций. К танкостроению в 1937 году был привлечен и Н.Л.Духов. Он работал над созданием танков Т-29 и Т-28 под руководством замечательного организатора и конструктора Ж.Я.Котина, в 1938—39 годах участвовал в разработке тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»), в этом проекте был ведущим инженером. Танк хорошо зарекомендовал себя во время Финской кампании и принес своим создателям заслуженную славу. В 1939 году Н.Л.Духов стал заместителем главного конструктора, получил медаль «За трудовую доблесть» и орден Ленина.
Началась Великая Отечественная война, и в Поволжье, на Урале и в Сибири стала создаваться мощная танкостроительная промышленность. В июле 1941 года Н.Л.Духов выехал на Челябинский тракторный завод, на производственные площади которого было эвакуировано семь крупных машиностроительных заводов. Основной задачей на первом этапе работы было обеспечение бесперебойного выпуска танков для фронта, несмотря на сложности с поставкой комплектующих.
Авторы книги «Николай Леонидович Духов – человек и конструктор» пишут: «В это же время на заводе возник острый дефицит подшипников, которые применялись в ведущих колесах танка. Н.Л.Духов предложил идею, которая вызвала горячий отклик на заводе и в наркомате. Речь идет о так называемом «духовском подшипнике», который заменил
Духов предложил смелое и недорогое конструкторское решение – из заготовок торсионных валов нарезать ролики и ставить их в несложный стальной сепаратор. Надо отметить, что аналогичную часть стандартного подшипника делали из бронзы, а в этом случае остродефицитного цветного металла совсем не понадобилось. Конечно, роликовый подшипник – не шариковый. Но когда его собрали и испытали на танке, оказалось, что деталь работоспособна. «Духовский подшипник» немедленно был принят к серийному изготовлению. Эта простая конструкция почти полностью исключила производственный брак и снизила стоимость каждого выпущенного танка на 1800 рублей. Директор завода распорядился выписать Духову большую премию, которую Николай Леонидович передал в Фонд обороны».
В 1942 году заводу было поручено наладить серийное производство танков Т-34, и конструкторское бюро под руководством Н.Л.Духова в течение месяца сумело обеспечить все необходимое для организации производства.
В 1942—43 годах была проведена коренная модернизация танка КВ, результатом которой стало победоносное участие этих танков в сражении на Курской дуге. За эту работу в 1942 году Н.Л.Духов был награжден орденом Красной Звезды, а в 1943 году ему вместе с группой конструкторов была присуждена Сталинская премия. Еще одним выдающимся достижением конструкторского бюро Танкограда под руководством Н.Л.Духова стала разработка тяжелого танка ИС («Иосиф Сталин»), который заслужил репутацию самого мощного за всю Вторую мировую войну. За эти важнейшие разработки в январе 1944 года Николай Леонидович был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в августе 1944 года — орденом Ленина. Ему было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-технической службы.
За большой вклад в победу над врагом в апреле 1945 года Н.Л.Духов был награжден орденом Суворова 2-й степени, а в сентябре 1945 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина. В 1946 году Николай Леонидович вторично стал лауреатом Сталинской премии.
Основатель конструкторской школы по ЯБП
В 1948 году произошел существенный поворот в жизни Н.Л.Духова: он был привлечен к работам по созданию отечественного ядерного оружия, проводившимся в КБ-11, возглавив научно-конструкторский сектор.
Одной из первоочередных задач, поставленных перед Николаем Леонидовичем, стало создание единой системы ведения чертежного хозяйства — без налаживания этой службы нельзя было выходить на серийное производство. Под руководством Н.Л.Духова эта проблема была успешно решена.
Одновременно Духов активно включился в разработку конструкции первой атомной бомбы РДС-1. Здесь с новой силой проявился талант Николая Леонидовича и его необыкновенная способность вносить ясность в самые запутанные вопросы и находить простые решения сложных и, казалось бы, неразрешимых задач.
В процессе работы над конструкцией бомбы Духов так же, как и при создании танков, с исключительным вниманием относился ко всем замечаниям и пожеланиям, не делил их на «мелкие» и «серьезные» — для него они все были серьезными. Работавший с ним Д.А.Фишман говорил: «По существу, если кратко сформулировать и охарактеризовать его деятельность, то можно сказать следующее: Николай Леонидович — выдающийся конструктор нашей страны, Николай Леонидович — один из первопроходцев по части конструирования в нашей отрасли оборонной техники, Николай Леонидович — наш учитель. Чему мы прежде всего учились у него? Это мудрости конструирования, солидности конструирования, демократичности конструирования и обстоятельности при конструировании».
Разработка принципиально новых конструкций, отсутствовавших в отечественной практике, развитие новых технологических направлений, необходимых для изготовления ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, организация специализированного производства, постановка на производство изделий и приборов, стимулирование в интересах создания ядерного оружия расчетных методик, вычислительной техники, материаловедения — все это стороны многогранной деятельности Н.Л.Духова, который по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам.
Вспоминал В.И.Жучихин: «Николай Леонидович Духов пришелся нам по душе. У нас коллектив (в КБ-11- В.А.) подобрался самоотверженный, большинство из наших сотрудников, не только конструкторов, да и исследователей, были участниками Великой Отечественной войны. Многие ходили в шинелях: нечего было надеть. В душе у каждого человека был большой патриотический подъем, настрой не просто работать, а работать с большими успехами и внедрением новшеств. И такое рвение в работе было и у Духова, и у всего нашего коллектива. Духов поэтому пришел в коллектив очень кстати».
Завершающим этапом разработки любого оборонного изделия является этап проведения государственных испытаний. Николай Леонидович Духов принимал самое активное участие в этой работе. Он был заместителем председателя специальной группы К.И.Щелкина, которой поручались разработки программы действий на полигоне и программы проведения тренировочных опытов, а также осуществление оперативного контроля за ходом подготовки к испытаниям во всех подразделениях и службах КБ-11. Помимо этого, Духов руководил изготовлением макета РДС-1 в одну пятую натуральной величины для рассмотрения его руководством Первого главного управления и возглавлял группу специальной сборки с установкой плутониевого заряда.
29 августа 1949 года состоялось испытание первой отечественной атомной бомбы. Основные руководители атомного проекта были отмечены присвоением званий Героя Социалистического Труда и лауреата Сталинской премии. Был среди них и Н.Л.Духов. Это была уже вторая звезда Героя для Николая Леонидовича.
Бомба РДС-1 была тяжела и громоздка, не была полностью отработана автоматика, и поэтому сразу после успешного испытания на полигоне началась активная работа по ее совершенствованию. Н.Л.Духов руководил подразделениями, которые работали над вариантами РДС-1 и над созданием новых образцов оружия. Следующим крупнейшим достижением КБ-11 стало создание и успешное испытание 12 августа 1953 года водородной бомбы РДС-6с, за участие в работе над которой Николай Леонидович в третий раз был награжден золотой звездой «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. В том же 1953 году Н.Л.Духову была присуждена ученая степень доктора наук, и он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
В этот период времени в конструкторском бюро велись работы по изучению способов нейтронного инициирования ядерных зарядов. В процессе этих работ к ним был привлечен завод №25 МАП (Министерство авиационной промышленности). В мае 1954 года завод №25 МАП был передан в ведение Министерства среднего машиностроения. Он получил название филиал №1 КБ-11, и руководителем его был назначен Николай Леонидович Духов. В 1956 году филиал №1 КБ-11 был выделен в самостоятельную организацию и получил название КБ-25 МСМ (будущий ВНИИА в Москве), Николай Леонидович стал его начальником, научным руководителем и главным конструктором. Успешная деятельность коллектива КБ-25 под руководством Н.Л.Духова вскоре вывела его в число ведущих предприятий Министерства и принесла заслуженный авторитет среди других организаций, работавших с ним, и у заказчика.
Ю.Б.Харитон во время своего выступления на 70-летие Н.Л.Духова отметил: «Духов ушел от нас в полном расцвете творческих сил, когда его талант инженера и ученого обогатился особенно широким и разнообразным опытом. Но то, что он сделал за свою жизнь, огромно как по количеству и уровню инженерных решений, так и по тому значению, которое его труды имели для укрепления оборонной мощи нашей Родины. Жизнь и труд Николая Леонидовича Духова является ярким примером верного служения своей Родине, примером неустанного стремления найти для каждой задачи наилучшее решение. Талант и бесконечный труд позволяли ему находить такие решения. Нам, его друзьям по работе, надо еще раз поблагодарить судьбу за то, что она свела нас с таким замечательным человеком, конструктором с большой буквы…».
По информации www.biblioatom.ru, книги «Николай Леонидович Духов – человек и конструктор»