Фото:
Дарья Латышева: «Соларография показывает то, что недоступно человеческому глазу»

В мастерской и дизайн-лаборатории «Mera Makers», которая недавно открылась в историческом центре города на пр. Мира, сейчас проходит необычная камерная выставка «Как солнце по небу ходило», посвященная соларографии. Автор «космических» фоторабот Даша Латышева известна в городе как профессиональный фотограф, создатель украшений из смолы и цветов «Травинки», музыкант и активный участник городских квартирников. 

Ее увлечение соларографией началось с просмотра видеоролика в интернете, где фотограф Анна Милованова (создательница паблика, посвященного соларографии, – авт.) ходит по территории Староладожского монастыря и в разных точках устанавливает маленькие черные коробочки из-под леденцов.

Даша Латышева: «Она с таким вдохновением про это рассказывала, показывала, какие невероятные снимки получаются, и мне тоже захотелось попробовать. У меня большой стаж фотографирования на цифровые камеры – порядка десяти лет, и мне хотелось поснимать на какой-нибудь нестандартный фотоаппарат и даже сделать фотик своими руками. В соларографии для меня всё сошлось. В итоге любопытство и желание попробовать что-то новое переросло в серьезный проект».

 


Что такое соларография?

Это техника фотосъемки, которая характеризуется сверхдлинным, доходящим до нескольких лет, временем выдержки. Даша рассказала, что термин появился в 1999 году благодаря трем фотографам из Испании и Польши, которые занимались экспериментами с фотобумагой. Они использовали самодельные пинхолы (фотографические камеры без линз, где объективом служит небольшое отверстие, – авт.), помещали внутрь фотобумагу и оставляли на некоторое время на солнце. В итоге получались фотоизображения с яркими параболическими линиями в небе - так фотобумага фиксировала движение солнца. С тех пор соларография стала отдельным направлением фотоискусства, а соларокамеры стали использовать в художественных и научных экспериментах и исследованиях. 

Чтобы наглядно показать, что такое соларокамера, Даша берет в руки алюминиевую цилиндрическую банку, густо покрашенную черным цветом: «Она рабочая, но пока находится в «спящем» режиме, поэтому у нее объектив временно залеплен скотчем. Соларокамера работает по принципу камеры-обскуры: внутри – закрытое пространство, которое закрашено черной краской, чтобы не было переотражения, и светочувствительный элемент - фотобумага. В соларографии для получения четкого снимка нужна именно фотобумага – не пленка (она пересветится), не пластина (она, наоборот, недоэкспонируется). Фотобумага должна быть черно-белой - на цветной может получиться «каша» вместо изображения. Свет попадает в банку через крохотное узкое отверстие, а специальная эмульсия, которой покрыта фотобумага, взаимодействует со светом, меняет свои свойства, и в результате получается фотоизображение. Еще один важный момент – камера должна стоять «лицом» на юг. После вскрытия банки получается негатив в перевернутом виде: его нужно проявить или отсканировать и закрепить результат».

 


Язык солнечных линий

Когда заходишь в небольшую мастерскую, которая на время превратилась в масштабное по смыслу выставочное пространство, погружаешься в загадочный мир соларографии. Звучит умиротворяющая, приятно пульсирующая музыка. Под полукруглыми сводами затемнённой мастерской чувствуешь себя немного выпавшим из реальности, будто вне времени. Или как в камере-обскуре: уютные сумерки подсвечиваются теплыми темно-розовыми лучами фотофонарей. 
Затем включается свет, и пространство приобретает четкие очертания. Посетители знакомятся с фотоработами, которые украшены мобилями в виде маленьких «серебряных» солнц – с их помощью можно самостоятельно «нарисовать» солнечные траектории, отобразившиеся на снимках. К каждой фотоработе прилагается комментарий с указанием точной геолокации, где стояла соларокамера и был получен снимок. Например: «Время экспозиции: 97 дней, с 9.06 по 14.09. Камера цилиндрической проекции - банка из-под кваса». Или: «Время экспозиции: 84 дня, 22.06 - 14.03. Камера прямой проекции - банка из-под монпансье». 

В Дашиных фотоснимках зафиксированы фрагменты монастырской площади и пр. Музрукова, пространство, которое открывается с вершины драмтеатра, а также другие узнаваемые и любимые многими городские пейзажи. Но с помощью соларографии их можно увидеть с другой стороны. 
Даша Латышева: «Первые два снимка были сделаны в моей квартире – это вид из окна большой комнаты. Первая соларокамера стояла сутки, и на снимке отобразилась только одна солнечная линия. Вторая простояла все лето - и оно уместилось в одну маленькую баночку из-под леденцов! - зафиксировав на полученном изображении много разноцветных траекторий солнца. Кроме того, во вторую банку, которая стояла снаружи, попала дождевая вода, и серебро, входящее в состав фотобумаги, отреагировало на влажность и дало синий цвет. А первая банка находилась внутри квартиры, где сухо и поддерживается постоянная температура, поэтому изображение распределилось четко по цветам. И еще рассмотрим второй снимок подробнее: почему одни линии сплошные, а вторые прерывистые? Прерывистые линии - это переменная облачность, а длинные «пробелы» говорят о том, что небо в эти дни долгое время было затянуто облаками».


Увидеть то, что недоступно в обычных условиях

Вот такой необычный язык соларографии! По словам Даши, фотоработы в этой технике можно оценивать с технической и научной точки зрения, а можно смотреть на них глазами художника. И случается так, что снимок, технически признанный бракованным, способен вместить в себя много художественного смысла. У каждого человека своя интерпретация, так рождаются метафоры. Например, один и тот же фотоснимок, представленный на выставке, вызвал у посетителей разные ассоциации: кто-то увидел падающую комету в голубом облачном небе, кто-то - изображение человеческого глаза, а кто-то - вид, открывающийся из окна космического корабля.

Даша Латышева: «Удивительно, но иногда человек приходит на выставку и получает ответ на вопрос, который больше всего волнует его в этот момент. Для меня в соларографии скрыто много философии и смыслов. Я давно и много снимаю людей: наблюдаю взрослеющих в кадре малышей, меняющиеся со временем лица взрослых. И еще я знаю, что на некоторых захоронениях используют фотографии моего авторства. Тема жизни и смерти неразделимы, но тема смерти табуирована в нашем обществе и о ней не принято говорить. Архитектура во многом переживает человека, и если бы дома имели глаза, и мы спросили бы у них, что они запомнили, то, скорее всего, они показали бы нам соларограмму. На соларографических снимках не запечатлена человеческая жизнь, и это наталкивает на глобальные размышления. Один такой фотоснимок способен вместить в себя большой концентрат времени, и всё это осуществляется с помощью обычной алюминиевой банки без батареек и сложных элементов! Мы видим то, что в обычных условиях недоступно для человеческого глаза». 

 


Не просто банка, а фотоэксперимент

В планах у Даши – получить полугодовые и годовые соларографические снимки, и сейчас её соларокамеры расположены в разных точках города. 

Даша Латышева: «У меня есть список с геолокациями в телефоне. Я слежу за целостью и состоянием банок, помогают друзья. Но в общественных пространствах соларокамеры теряются моментально, хотя я оставляю записки, в которых рассказываю о своем эксперименте - только, к сожалению, это не всегда останавливает людей. Один раз банку расклевали вороны – я закрепила ее на крыше одного из домов по ул. Силкина, а на скотч налипли насекомые. Видимо, птицы были очень голодные…». 

- У соларографии есть практическое применение? 

Даша Латышева: «Соларограммы часто используют специалисты на метеорологических станциях. Также с помощью соларографии проводятся масштабные исследования: к примеру, ученые брали соларограммы из разных точек мира, анализировали траектории движения Солнца, и еще раз доказали, что наша Земля – это шар, а не плоскость».

Даше пока не удалось найти единомышленников в нашем городе, и, можно сказать, что сейчас она – единственный человек, занимающийся соларографией в Сарове. 

Даша Латышева: «Оказалось, что даже в масштабах России соларографическое сообщество совсем микроскопическое, информацию пришлось собирать по крупицам. Мало тематических выставок. Поэтому изучение этого явления имеет для меня дополнительный стимул и интерес. Если у вас есть знакомые, занимающиеся соларографией в Сарове, или вы сами воодушевились и увлекаетесь изучением этого феномена, то свяжитесь со мной – буду рада общению!» 

 


Мастерская, объединяющая людей

Сооснователь «Mera Makers», владелец мастерской Маша Зимина отметила, что в фотоработах Даши она видит проявление любви к городу и окружающему пространству. И еще ей, как архитектору, интересно, как мастерская способна трансформироваться под разные события. В «Mera Makers» уже проводились квартирники, организованные актерами нашего драмтеатра, теперь проходит Дашина фотовыставка, которая продлится до 15 декабря. 

Маша Зимина: «Такие мероприятия – это не коммерческая история, мы делаем то, что нам интересно. Наша мастерская - это место встречи единомышленников, которое объединяет людей».
А в ближайшую субботу планируется лекция архитектора Александра Аблесимова, который недавно вернулся из северной столицы и готов рассказать много интересных фактов и историй, связанных с ленинградским модернизмом. Следим за анонсами!