Фото:
Речь - отражение здоровья ребенка. Беседа с логопедом. Часть 1

Речь формируется у ребенка с первых дней жизни. Она помогает выражать мысли, желания и эмоции, осваивать новые знания, а также взаимодействовать с окружающим миром. Речь развивается поэтапно: каждый из этапов важен и имеет свои особенности.

Что делать, если малыш не торопится говорить? В каком случае нужно обратиться к специалисту? И как родителям поддерживать ребенка, создавая условия для гармоничного речевого развития? Об этом мы поговорили с логопедом, специалистом по коррекции речи Натальей Троцюк

 


Самая первая коммуникация

- Как происходит развитие речи у детей?

Наталья Троцюк: «Первые признаки развития речи наблюдаются у ребенка еще в младенчестве. Всё начинается с первого крика. К трем месяцам формируется «комплекс оживления» - особая эмоционально-двигательная реакция ребенка, обращенная к взрослому: это первая коммуникация, предвестник того, что ребенок захочет говорить. Следующий этап – лепет и гуление, это тренировка речевого аппарата. К первому году жизни появляются звукоподражания и первые слова. К двум годам – первые простые фразы, например, «я хочу», «мама, дай», «киса, где?» и т.д. В три-четыре года не только близкие, но и окружающие люди должны понимать речь ребенка». 

 


Диагностика и поиск причин

- В каком возрасте можно первый раз привести ребенка на диагностику к логопеду? Консультация нужна только тем детям, у которых наблюдаются речевые проблемы? Или лучше перестраховаться?

Наталья Троцюк: «В качестве профилактики логопедическую диагностику можно провести уже в возрасте 2,5-3 лет. Но если есть тревожные симптомы, то необходимо обратиться в любом возрасте. Что должно насторожить: у ребенка до года нет никаких вокализаций и контакта «глаза в глаза»; нет гуления и лепета; говорящий ребенок вдруг замолчал; появились запинки в речи; речь «заморозилась» - то есть перестала развиваться; постоянно открыт рот и при этом видно язык; произношение звуков между зубами; гнусавый оттенок речи; ребенок захлебывается слюной во время разговора; невнятная речь по сравнению со сверстниками». 

- К каким узкопрофильным специалистам может направить логопед?

Наталья Троцюк: «Не редкость, когда логопед становится «первичным звеном», и для устранения проблем с речью, прежде всего, необходима врачебная помощь. Речь - это высшая психическая функция, которая формируется в норме при общем благополучии организма. Если речь нарушена, значит, на то есть причины. После диагностики логопед, в зависимости от выявленных причин, может направить к разным специалистам: неврологу, отоларингологу, сурдологу (врач, специализирующийся на диагностике, лечении и профилактике нарушений слуха), фониатру (врач-отоларинголог, который занимается диагностикой и лечением заболеваний голосового аппарата), психиатру, педиатру и даже ортопеду и остеопату». 

 


Важно, чтобы у ребенка была потребность в общении

- С какими проблемами чаще всего обращаются к логопедам? 

Наталья Троцюк: «Если проанализировать основные запросы, то чаще всего обращаются с проблемами заикания, запуска речи, нарушения звукопроизношения. Также частый запрос в последнее время – миофункциональная коррекция: это комплекс методов, направленных на устранение нарушений функций дыхания, жевания, глотания. Миофункциональная коррекция, как правило, сопровождает лечение у ортодонта».

- Что может стать причиной заикания у детей? Какая помощь нужна ребенку в этом случае?

Наталья Троцюк: «Причины могут быть разные: это и вредные привычки, от которых мамы не отказываются даже во время беременности; осложнения во время беременности и родов; генетическая предрасположенность; проблемы с дыханием у ребенка; перенесенные тяжелые инфекции, стресс, травмы; постоянные эмоциональные перегрузки; невротические проявления и многое другое. Кроме того, увеличение случаев заикания у детей, которое наблюдается в последнее время, связано с бурным внедрением в повседневную жизнь компьютерных технологий, видеоигр, долгого просмотра ярких мультипликационных фильмов с быстрой сменой кадров, резкими звуками - все это обрушивается огромным потоком аудиовизуальной информации на детскую неокрепшую нервную систему. Коррекция заикания требует участия сразу нескольких специалистов - логопеда, невролога и психолога». 

- Говорят, что все дети развиваются по-разному. Что делать, если ребенку уже 2-2,5 года, а он почти не говорит? Нужно ли бить тревогу? 

Наталья Троцюк: «Здесь ключевое слово «почти». Нужно понять, действительно ли он «не говорит»? Иногда родители приходят с ребенком на консультацию именно с таким запросом, но потом выясняется, что ребенок всё-таки разговаривает. Он общается, только слова у него аморфные, то есть «обрезанные» или в виде звукоподражаний («би-би», «тук-тук»). Например, ребенок говорит: «Моко» - это значит «молоко»; а родители не считают это за слово. Или ребенок говорит: «А у моко» - «Я хочу молоко»; а это уже целое предложение. В самом раннем возрасте важна, в первую очередь, сама коммуникация, чтобы ребенок хотел общаться, выражал свою потребность в общении разными способами».

 


Ресурсы и мотивация для запуска речи

- Почему у детей возникают проблемы с речью? 

Наталья Троцюк: «В каждом случае необходима индивидуальная диагностика. К примеру, у ребенка может отсутствовать мотивация: родители обрывают его на полуслове, тут же удовлетворяют все его потребности - зачем ему что-то говорить, если взрослые всё и так делают? 

Некоторые взрослые так объясняют задержку развития речи у ребенка: папа (или мама/брат/бабушка и т.д.), когда был маленький, тоже долго не разговаривал, а потом как заговорил, и все обошлось. Но это заблуждение: если ребенку четыре года и он не говорит, то у него либо нет мотивации, либо нет возможности. И эту проблему нельзя пускать на самотек. 

Еще одна причина – особенности развития: ребенок может быть настолько ослаблен, что у организма нет ресурсов для запуска речи, формирования навыков общения. 

Часто сами родители не дают ребенку возможность войти в полноценное речевое общение. Например, не разговаривают с ним, ограничивают в движении, не дают заниматься игровой и любой другой деятельностью, которая необходима ему по возрасту.

Также причинами для возникновения проблем с речью могут стать травмы и заболевания, перенесенные ребенком или мамой во время беременности, так как в этом случае идет серьезная нагрузка на детскую нервную систему. И все же мозг очень пластичный, поэтому не стоит паниковать: необходимо наблюдать за ребенком и, если потребуется помощь, вовремя обратиться к специалистам». 

 


Польза или «энергетические потери»?

- Популярное в наше время «раннее развитие речи» вызывает множество споров среди экспертов и родителей. Действительно ли оно полезно для ребенка? 

Наталья Троцюк: «У малыша есть определенный запас ресурсов в организме, который на каждом жизненном этапе направлен, прежде всего, на естественные процессы развития, актуальные для его возраста. Если обучение, которым родители занимаются с ребенком, входит в противоречие с этими процессами или опережает их, происходит своего рода «энергетическое обкрадывание». И эти незапланированные энергетические потери, наоборот, тормозят и мешают развитию ребенка, негативно влияют на его здоровье. Кроме того, когда родители перегружают ребенка «ранним развитием», последствия этого – невротические проявления, апатия, агрессия, психосоматические реакции, эмоциональные всплески – могут проявиться не сразу, а спустя время. В погоне за интеллектуальными достижениями нужно помнить, что для дошкольника крайне важна физическая активность, свободная игровая деятельность. 

Да, многие известные методики раннего развития доказали свою эффективность и полезность, это прекрасная возможность поддерживать ребенка в познании себя и окружающего мира. Но на любом этапе жизни ребенка важно, в первую очередь, развивать те навыки, давать те знания, которые нужны ему сейчас и которые станут первой ступенькой к освоению более сложных умений в будущем».

(Продолжение следует)