Фото:
Речь - отражение здоровья ребенка. Беседа с логопедом. Часть 2

(Окончание. Начало в №23)

Речь формируется у ребенка с первых дней жизни. Она помогает выражать мысли, желания и эмоции, осваивать новые знания, а также взаимодействовать с окружающим миром. Речь развивается поэтапно: каждый из этапов важен и имеет свои особенности.

Что делать, если малыш не торопится говорить? В каком случае нужно обратиться к специалисту? И как родителям поддерживать ребенка, создавая условия для гармоничного речевого развития? Об этом мы поговорили с логопедом, специалистом по коррекции речи Натальей Троцюк. 

 


Гаджеты, пюрешки и гиперопека

- Как современная среда - в том числе гаджеты, большая загруженность, отсутствие свободного времени - влияют на речевое развитие детей?

Наталья Троцюк: «В использовании гаджетов есть плюсы и минусы. Из плюсов - развивающие пособия для совместных занятий взрослого и ребенка, которые можно скачать, и они всегда под рукой; также онлайн-консультации – не всегда можно найти нужного специалиста у нас в городе, а с помощью интернета и гаджетов стало больше возможностей получить необходимую помощь. Из минусов – развивающие приложения и мультики, которыми часто пользуются родители, не тренируют артикуляционный аппарат; кроме того, информация подается в усеченном виде – быстро, кратко, ребенок не успевает эту информацию впитывать; от долгого просмотра часто случается перегрузка нервной системы. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть символы и картинки, медленнее речь. 

Еще одна особенность современных родителей — гиперопека, когда взрослые предвосхищают все желания ребенка, не дают ему договорить фразу, просьбу, ограничивая возможности к развитию речи. Получается, ребенку слова не нужны, в них нет никакой необходимости. Иногда родители прерывают ребенка, потому что не хватает терпения или нужно куда-то спешить, при этом забывая, что малыш еще только учится общаться - ему необходимо вспомнить нужное слово, построить логическую цепочку, и для этого требуется время. 

Кроме того, для развития внятной речи требуется тренировка речевого аппарата. Такой тренировкой является грудное вскармливание, а затем - вовремя введенная в рацион твердая пища. А современные дети не умеют… жевать! Сейчас много баночек, пюрешек; современных детей иногда до 4-5 лет кормят мелко протертой пищей». 

- Пюрешки удобны, да и многие родители опасаются, что ребенок может подавиться…

Наталья Троцюк: «Конечно, во всем нужна мера. Если мама устала, то лучше пусть она даст ребенку пюре, и у нее появится время для отдыха, чем потратит последние силы на готовку, а потом ее плохое настроение скажется на ребенке и общей атмосфере в семье. Но пусть это будет дополнительной помощью маме, а не постоянной практикой. Лучше порезать яблоко и положить кусочек в ниблер, чтоб ребенок обсасывал его, жевал деснами, чем быстро проглотил яблочное пюре. О том, как постепенно вводить твердую пищу в детский рацион, расскажет педиатр; есть множество информации об этом в интернете, и ее можно подробно изучить. К двум годам ребенку нужно попробовать максимальное количество разнообразных продуктов - разной консистенции, формы, вкусов и запахов, - так формируется его пищевой интерес и правильное пищевое поведение».

 


Крупная и мелкая моторика – это речевой фундамент

- Как крупная и мелкая моторика влияют на развитие речи?

Наталья Троцюк: «Речь относится к высшей нервной деятельности человека. Развитие ребенка происходит постепенно – система за системой, шаг за шагом; крупная и мелкая моторика – это часть необходимого речевого фундамента. Прежде чем произойдет запуск речи, у маленького ребенка должно «работать» всё тело, чтобы сформировался сенсорно-моторный опыт. А для этого нужно двигаться, ползать, качаться, лазить; и в качестве «инструментов» для тренировок подходят не только всем известные игровые площадки, но и лужи, песок, деревья и многое другое. Такое знакомство с окружающим миром крайне важно для развития ребенка. 

Для малышей существует множество кружков раннего развития, где они подолгу сидят за столом - лепят, рисуют, занимаются пальчиковой гимнастикой. В отличие от крупной моторики, мелкой сейчас уделяется большое внимание. А нужен баланс. Крупная моторика укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает координацию, стимулирует познавательную активность, способствует правильному развитию и функционированию речи, а также влияет на развитие навыков чтения и письма. Крупная моторика лежит в основе физического и умственного развития ребенка; это база, на которую в дальнейшем «надстраиваются» более сложные и тонкие навыки мелкой моторики».

 


Короткая уздечка и неправильный прикус

- Что такое «короткая уздечка»? И как она может помешать развитию речи? Всегда ли необходимо хирургическое вмешательство?

Наталья Троцюк: «Короткая уздечка — это врожденная анатомическая особенность полости рта: такая уздечка часто затрудняет подвижность языка, что может привести – но не всегда - к проблемам с кормлением малыша, жеванием твёрдой пищи, а в будущем – и к проблемам с речью. Поэтому подрезание короткой уздечки проводят только при наличии показаний: решение принимают сразу несколько специалистов – логопед, ортодонт и педиатр. Хирургическое лечение в раннем возрасте безболезненное, но после этого ребенку нужно обязательно заниматься с логопедом». 

- Влияет ли неправильный прикус на произношение звуков? И в каких случаях логопед направит ребенка к ортодонту? 

Наталья Троцюк: «Не всегда неправильный прикус влияет на звукопроизношение: здесь важную роль играет множество факторов. Но в некоторых случаях могут возникать дефекты речи из-за неправильного положения языка и развития челюстей. 

Если у маленького ребенка неправильный прикус, рекомендуется обратиться за консультацией к ортодонту. Некоторые родители считают, что пока у ребенка молочные зубы и они еще не сменились на постоянные, помощь ортодонта не требуется. Но это не так. У неправильного прикуса и «кривых зубов» есть причины, и их необходимо выяснить - почему так произошло? Поэтому чем раньше начнется устранение причин, исправление прикуса, тем проще, быстрее и эффективнее пройдет лечение. В раннем возрасте дети обычно носят специальные аппараты (к примеру, пластинки), и есть возможность не дойти до брекетов».

- А долгое использование соски влияет на речевое развитие ребенка? 

Наталья Троцюк: «Все дети разные, и использование соски допускается. Но если малыш использует соску регулярно и долго, это может привести к формированию неправильного прикуса, а также мешает правильному звукопроизношению и тренировке мышц языка для последующего освоения речевых навыков. Поэтому, когда ребенку исполняется год, рекомендуется его отучать от соски».

 


Нет одинаковых детей, к каждому нужен индивидуальный подход

- Что в себя включают занятия с логопедом? Насколько важно дополнительно заниматься родителям с ребенком дома? 

Наталья Троцюк: «К каждому ребенку – индивидуальный подход. Нет одинаковых детей: у всех разный жизненный опыт, анамнез, анатомические особенности, даже окраска и темп речи. Поэтому сначала проводится диагностика, а потом логопед решает, какие методики будет применять, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Важно, чтобы родители дополнительно занимались с ребенком дома – это необходимое условие успешной коррекции речевых нарушений; домашние занятия помогают закреплять нужный результат и полученные на логопедических занятиях навыки».

- До какого возраста нужно «поставить» все звуки ребенку?

Наталья Троцюк: «Малыши осваивают звуки родного языка на протяжении всего дошкольного возраста. В норме ребенок осваивает все звуки к 6–6,5 годам. Если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением, необходимо обратиться к логопеду». 

- Если не исправлять произношение, не развивать речь у ребенка, какие последствия могут быть в будущем?

Наталья Троцюк: «Если не развивать речь, ребёнку будет сложно выстраивать коммуникацию, выражать свои мысли, желания и эмоции, а также овладевать письменной речью. Как следствие, он может испытывать трудности в обучении, расширении своего кругозора и сталкиваться с социальной изоляцией. Как правило, красивой речью обладают гармонично развитые личности». 

Фото из архива Н.Троцюк и сети интернет