Гейм по «Вишневому саду», или Что происходит с современным театром

С 15 по 21 февраля в Саровском драматическом театре при поддержке проекта «Территория культуры Росатома» московский Театр Наций провел творческую лабораторию в рамках проекта «Театр Наций театрам атомных городов». В течение недели режиссеры Алексей Золотовицкий, Антон Морозов и Алексей Кузьмин-Тарасов вместе с саровскими актерами создавали эскизы трех спектаклей, которые и продемонстрировали зрителям: один – в театральном подвале, два – на большой сцене.

А 20 февраля член экспертного совета национальной премии «Золотая маска» театровед Анна Ильдатова прочитала открытую лекцию «Театральные компании 80-90-х: принципы коллективности». Мы встретились с Анной перед лекцией и поговорили о том, какие процессы сейчас происходят в отечественном театре, каким он вышел из пандемии и чего вообще можно ожидать от театрального искусства в обозримом будущем.

Анна рассказала, что как эксперту «Золотой маски» в сезоне 2018-19 года ей пришлось поездить по театрам страны и отсмотреть от 500 до 600 спектаклей. Она считает, что процесс, который происходит с театрами России, иногда даже интереснее, чем в Европе.

Анна Ильдатова: «В нашей стране больше сопротивления между новым театральным языком и старыми формами. Также в отечественном театре очень развита традиция новой драмы, вербатим, появляются новые техники, связанные с передачей документального, речи, и это делает театр важным участником не только искусства, но и социальной жизни. Через театр мы узнаем, как живут люди из разных слоев населения. Театр - это социальная платформа для общения и чтобы передавать опыт».

- Как российский театр пережил пандемию?

«Сложно, - говорит Анна. - Потому что многие актеры, не работающие в театрах на государственной субсидии, остались без зарплаты. Сообщество людей искусства осознало, что художники, актеры – все те, у кого работа требует их непосредственного присутствия на рабочем месте, - это очень незащищенные слои населения, и им нужно помогать. Поэтому Союз театральных деятелей направил премьер-министру проект инициативы по обеспечению безусловного базового дохода для представителей творческих профессий. Получается, что в кругах деятелей искусства сложилась определенная социальная ответственность и понимание, что многим коллегам нужна помощь.

А еще российские театры, наконец-то, перестали бояться интернета и видео. Театры вышли в зум и по-другому начали говорить со зрителем - это помогло им осознать, что игровое пространство может быть не только на сцене. Голь на выдумку хитра: когда отняли зал, зрителя, появился импульс делать постановки в его отсутствие. И удивительно, но это получилось. Я думаю, что это расширит и углубит театральный язык в России. В этом плане пандемия сыграла на руку, вынудила театры себе противодействовать. И случилось глобальное переосмысление, в том числе и театрального языка.

До пандемии было такое расхожее мнение, что использовать видео в театральной постановке некомильфо. Возможно, после пандемии российский театральный режиссер начнет по-другому пользоваться видео – не только для увеличения (close up) чего-то, но и для того, чтобы по-другому работать с пространством, со зрителем. Ведь театр – синтетическое искусство, и здорово было бы, если бы интернет, видео, картинка, компьютерная игра плотнее вошли туда.

И такой опыт уже есть – например, БДТ во время пандемии сделал компьютерную игру по «Вишневому саду». В современной культуре гейм-дизайн очень важен и влияет и на художественную среду, и на культуру. И театр начинает вбирать эту отрасль в себя».

- Чем обусловлен выбор темы открытой лекции?

Анна Ильдатова: «В России почти все театры субсидируются, независимых немного. Для нас характерен традиционный иерархичный театр, сложившийся во многом под влиянием Станиславского, с жесткой дисциплиной. В своей лекции я рассматриваю иную, во многом противоположную традиционному театру структуру - коллективную, или горизонтальную, где все делают всё и нет иерархии. И, поскольку у нас сейчас в Москве и Петербурге среди актеров появились «молодые и рассерженные», которые выступают против иерархии, мне кажется, это такое веяние времени – антиинституционализм.

Мне показалось интересным разобрать несколько западных театральных коллективов – как они работают с текстом, про что их спектакли. Интересно понять, может ли это работать у нас, показать другие театральные инструменты и другой театр».

Есть ли такие театры в России? По словам Анны, пока нет, но существует группа в Петербурге, которая делает что-то похожее – Иван Демидкин и Артем Томилов. В московском Центре Мейерхольда Ада Мухина, Алена Папина и другие поставили экспериментальные спектакли «Locker room talk» и «Кариес капитализма». Анна считает, что создание горизонтальной театральной структуры - хороший лайфхак, как выжить вне системы, за рамками больших игроков на театральном рынке.

чт, 02/25/2021 - 14:21