Как в Сарове может быть реализован переход на пятидневку

В Нижегородской области разрабатывают рекомендации по переходу школ на пятидневку. Об этом сообщил губернатор Глеб Никитин. Соответствующее поручение глава региона дал министру образования, науки и молодежной политики региона Ольге Петровой. Как отметила Петрова, в Нижегородской области работа по переходу школ на пятидневку началась уже в феврале. Методические рекомендации сейчас готовит Нижегородский институт развития образования. Более того, в планах Петровой уже в этом календарном году начать организацию работы учебных заведений в режиме пятидневки.

Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко также заявила, что всех российских школьников необходимо переводить на пятидневную учебную неделю. При этом вопрос введения такого распорядка был отдан на откуп регионам и самим школам. Однако уже понятно, что с введением учебной пятидневки есть ряд сложностей.

В 2019 году департамент образования проводил опрос среди родителей о возможном переходе на пятидневную учебную неделю. И тогда мы поинтересовались у заместителя директора департамента образования Владислава Мухина, чем это грозит. Прошел год, и мы вернулись к этой теме.

- Как департамент образования Сарова относится к идее перехода на пятидневку?

Владислав Мухин: «Начальная школа у нас уже учится по пятидневке. Мы вводили ее постепенно по параллелям с 2013 года. Следующий этап – возможный перевод на пятидневную учебную неделю среднего звена, 5-6-х классов. Но дело в том, что этот вопрос находится в компетенции самой образовательной организации. Школы самостоятельно и по своему усмотрению составляют календарный учебный план. Мы можем что-то рекомендовать школам, но настаивать – нет.

Что касается пятидневки, сразу встает вопрос других учебных планов, особенно в гимназиях и лицеях. Углубленное изучение предметов уложить в пятидневную рабочую неделю не получится. Программа гимназии и лицеев серьезно пострадает.

Родители думают, что все просто: все часы с субботы разбросают по пяти дням - и все. Не получится! СанПин не позволит нам увеличить количество часов в течение дня. При этом позиции родителей в Сарове диаметрально противоположные. Кто-то хочет увозить ребенка в деревню на все выходные, кто-то за то, чтобы дети учились».

- Как директоры и учителя отреагировали на эту новость?

Владислав Мухин: «По-разному. Руководители образовательных организаций, где нет углубленного изучения предметов, относятся к этому достаточно лояльно. Но здесь очень много факторов, в том числе нагрузка, которая ляжет на учителей, ее мы не можем не брать в расчет. Хотя нагрузка на педагогов и сейчас большая. Вместо 18 часов в неделю учителя зачастую ведут и 24, и 32.

Проблема эта очень многогранна, и разом решить ее нельзя.

Сейчас министерство образования Нижегородской области организовало мониторинг, каждая школа должна ответить на вопросы анкеты. На их основе, вероятно, и будут выноситься рекомендации».

- А есть школы, которые уже сейчас готовы перейти на пятидневку?

Владислав Мухин: «Готовность выражает школа №13. Если обратиться к истории образования, не мы ввели шестидневную учебную неделю. Наверняка физиологи, которые принимали решение, переводя детей на шестидневку, исходили из объективных причин. Это были люди мудрые и грамотные. И когда это решение принималось, подключались представители всех сообществ: нейрофизиологи, нейробиологи, учителя, родители. Это решение было принято не в один день.

Я понимаю, что в условиях жесточайшего дефицита времени существует большая потребность в общении родителей с детьми, и, наверно, переход на пять учебных дней целесообразен. Но есть и обратная сторона: правонарушения и преступления, совершаемые подростками. У нас есть дети с девиантным поведением. Зачастую это дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, где ребенок часто предоставлен сам себе. Мы рады, что такие дети заняты в школе, получают горячее питание. Для этих детей пятидневка будет благом? Не уверен».

- Что нужно сделать, чтобы начать переход на пятидневку?

Владислав Мухин: «Родители вправе проявить инициативу и предложить в конкретном классе пятидневку. В каждой школе есть коллегиальный орган управления – совет учреждения. Все инициативы могут рассматриваться там. В принципе, 5-6-е классы можно безболезненно перевести на пятидневную учебную неделю, и мы уже об этом говорим. Но с 7 класса, исходя из особенностей учебных программ, это сделать уже сложнее.

Чтобы перевести детей на пятидневку, родителям конкретного класса (например, будущего пятого) нужно написать на имя директора своей школы заявление. Если родители хотят, чтобы переход на пятидневку произошел в следующем учебном году, решать этот вопрос нужно уже сейчас. И дело не только в расписании, но и в планировании нагрузки учителей на учебный год. Поэтому если родители сообщат о своем решении в августе, школа уже ничего не сможет сделать».

- Все говорят о плюсах пятидневки: дополнительный выходной, экономия на питании и электричестве. Но должны же быть и минусы?

Владислав Мухин: «Переход на пятидневную неделю будет в ущерб количеству учебных часов по углубленному изучению предметов. Возможно, придется пожертвовать предметами по выбору.

Инициатива перевести детей на пятидневку возникла в Федеральном собрании. Вместе с тем, повсеместно звучат призывы о необходимости введения дополнительных предметов: финансовой грамотности, психологии отношений и т.д. За счет каких часов это будет происходить?

Сейчас детям задают вопрос, какие предметы они считают бесполезными, чтобы их можно было убрать из школьной программы. Дети, к примеру, называют ОБЖ. Но я с этим мнением не согласен. ОБЖ – очень полезный предмет, если его правильно и интересно преподавать. Мы часто слышим из СМИ, как школьники бесстрашно спасают утопающих или выносят младших детей из огня. И когда ребят спрашивают, как они решились на это, в первую очередь они вспоминают навыки, которые приобрели на уроках безопасности жизнедеятельности».

- Вы сказали, что в гимназии, лицеях и интернатах переход на пятидневку будет осуществить сложнее. А если брать старшее звено общеобразовательных школ?

Владислав Мухин: «В Сарове десятые классы обучаются по индивидуальному учебному плану. Если их перевести на пятидневку, то, опять же, потеряются часы углубленного изучения предметов.

Была идея раскидать все предметы на пять дней, а шестой день сделать развивающим. Но это легко сделать в больших городах. Например, в Москве, многие профильные классы по субботам занимаются на базе вузов. Эта идея хорошая, но у нас такой возможности нет. Может быть, удастся решить эту проблему с помощью интернет-технологий».

- Есть ли опыт перехода на пятидневку в других регионах?

Владислав Мухин: «Мы тесно общаемся со школами других ЗАТО. И во всех школах закрытых городов – шестидневка. Я думаю, что постепенный переход на пятидневку будет. Важно, чтобы это произошло с минимальными потерями. Ждем разъяснений от руководства региона».

ср, 03/17/2021 - 11:33