В начале июня Саровский драмтеатр порадовал зрителей премьерой

В начале июня Саровский драматический театр снова порадовал премьерой: «Ш.О.К», автор пьесы Екатерина Ходякова, режиссер, художник и автор музыкального оформления – Антон Неробов.

В спектакле необычно всё: и нетрадиционное театральное пространство – мы посмотрели его в «театральном подвале», в камерном пространстве, когда артист находится в двух шагах от тебя, и ты слышишь его дыхание, видишь все мельчайшие нюансы его эмоций, ловишь каждое изменение в настроении. И то, что это пьеса для одного актера - хотя эпизодически в действие вторгаются второстепенные персонажи – паспортистка (Юлия Французова), внучка Марианна (Алина Порхачева), НКВДшники (Денис Мунин и Роман Зеленцов). Однако бОльшую часть времени героиня Ольга Константиновна Ширяева (Валентина Юрина) на сцене совсем одна. Она рассказывает потрясающую историю своей жизни.

И – знаете? – с такой биографией никаких сериалов не надо, «Санта-Барбара» и ее коллеги, как говорится, «нервно курят в сторонке». Ольга Ширяева - художник, график, архитектор, мастер гротескного портрета и политической карикатуры. Член Союза архитекторов СССР, заслуженный строитель СССР. Проектировала курорты, институты, стадионы, автор интерьеров ресторана «Арагви», концертного зала им. П.И.Чайковского в Москве, театра им. Навои в Ташкенте и пр. Но самое интересное, что ее судьба оказалась тесно переплетена с глухим поселком Саровом…

В 1945 году была арестована по обвинению в антисоветской агитации и приговорена к пяти годам лагерей. Ссылку отбывала как раз в Сарове, где стала первым художником-оформителем нашего театра, отделывала коттеджи для физиков-ядерщиков и даже спроектировала один из жилых домов. Здесь она познакомилась с ученым Яковом Зельдовичем - и завертелась драматическая история их любви, которая аукнулась Ольге новым сроком и высылкой в Магаданскую область…

Спектакль получился мощный: мало того, что сама история жизни Ольги захватывающая, так еще и с исполнительницей роли получилось стопроцентное попадание. Валентина Александровна Юрина не оставила ни единого зазора между собой и своей героиней. Это не она говорит, мыслит, страдает, едет в страшную ссылку в Магадан, а Ольга. Ольга, безусловно, героический персонаж: она не идет на компромисс с системой, способной перемолоть любого, не предает любимых и за это получает сначала первый срок в лагерях, затем второй… Тот же стальной стержень ощущается и в актрисе.

Для меня главной в спектакле оказалась, конечно, человеческая судьба героини, хотя есть там и иные пласты – например, политический. Но лично мне лирика намного ближе.

При минимуме аскетичных декораций спектакль побуждает представлять, формировать образы, на которые только намекает. Вот, например, кровать с панцирной сеткой: сначала просто лагерная койка, накрытая сереньким казенным одеялом, а затем – стенка скотного вагона, мчащего в неизвестность. Театральный осветительный прибор в один момент превращается в лампу, направленную сотрудником НКВД на допросе прямо в лицо - а может, в прожектор, освещающий зону за колючей проволокой…

В спектакле много исторических меток, отсылок, которые не всегда просто понять: граффити, музыка, финальная мизансцена. Действо в целом побуждает мыслить, чувствовать, сопоставлять, вспоминать. И оставляет очень сильное впечатление.

Пойду, пожалуй, еще разок посмотрю!

ср, 06/09/2021 - 13:46