Фото:
В Сарове побывала творческая группа Театра Романа Виктюка

На прошлой неделе в Сарове побывала творческая группа Театра Романа Виктюка (Москва) во главе с художественным руководителем театра Денисом Азаровым и директором театра Валерием Райковым.

Денис Николаевич Азаров имеет отношение к театральной жизни Сарова – в 2010 году он поставил у нас сценическую версию повести Ф.М.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» - спектакль «Село С».

…И вот – снова Саровский театр, поцелуи, объятия, комплименты. Актриса Инесса Шевцова провела молодых московских коллег экскурсией по театру, а Денис Азаров побеседовал с корреспондентами «Нового города».

- Начнем с самого интересного. Расскажите, Денис Николаевич, как вы стали художественным руководителем Романа Григорьевича Виктюка. Назначение-то было внезапным.

Денис Азаров: «Да, история действительно очень внезапная. Ставил спектакль в театре «Красный факел» в Новосибирске. И вдруг звонок с вопросом, не хотел бы я возглавить какой-нибудь театр в Москве? Отвечаю: «А почему бы и нет?!» Второй звонок случился через неделю - пригласили на следующий день в департамент культуры Москвы на встречу с министром. «Да я бы, - говорю, - с радостью, только я за четыре тысячи километров… В Новосибирске я…» Выбрали в итоге дату, прилетел одним днем в Москву, и меня поставили перед фактом: есть предложение назначить Дениса Азарова худруком театра Романа Виктюка. Вот и вся история, которая, ей-богу, состояла из двух телефонных звонков и перелета».

- Ощущения человека, который согласился возглавить авторский театр - Театр Романа Виктюка?

Денис Азаров: «Разумеется, страшно! Но и понятно, что такие предложения делаются один раз в жизни. Да, вопрос риска и определенного азарта».

- Когда вы заступили в театр, познакомились с труппой, посмотрели репертуар, у вас начался постановочный процесс – проект «Пир». И тут же возникла идея еще и превью (предварительный обзор. – авт.), и выставки, и так далее…

Денис Азаров: «Идея сопутствующих мероприятий не связана только с «Пиром», она концептуальна. Театр должен жить, и спектакль в нем – самое важное, но лишь часть деятельности театра – тут мы не открываем Америки - как культурного центра, лаборатории, центра различных событий – лекций, выставок. С нашей командой мы придумали такую вещь: перед каждой премьерой должен пройти… назовем это «мини-фестиваль». То есть набор событий, так или иначе связанных с премьерой. С Хармсом получилось так. Актер Дмитрий Голубев поставил спектакль-эскиз по стихам обэриутов, в том числе по Даниилу Хармсу; Ваня Боуден (сценограф, художник по костюмам в театре и кино, - авт.) курировала выставку в фойе по детским стихам Д.Хармса, несколько лекций прочитал Алексей Киселев, один из ведущих специалистов по обэриутам, и Вера Трусова (пресс-служба театра, – авт.), урожденная саровчанка, выпустила комикс по рассказам Д.Хармса. Однако под каждый новый спектакль фестиваль будет иным».

- В 2010 году вы ставили «Село С.» в Саровском театре.

Денис Азаров: «Был молодым, в театре было много молодых актеров - классных, задорных, мы получали огромное удовольствие от совместной работы, не задумываясь о том, что будет дальше… Дело молодое, мы хулиганили, смеялись, сочиняли наш спектакль. И это был мой первый драматический спектакль на большой сцене. Сейчас из молодых, которые принимали в нем участие, остался только Евгений Цапаев. Остальные разъехались».

- Вы пока продолжаете ездить и ставить спектакли, работаете с Юлией Ауг – спектакль «Сад», о котором много говорят в Москве, и Ярославский театр драмы, и Новосибирск… И вдруг такая история: спектакль «Пир» сдан, премьера состоялась, режиссер отдохнул пару дней, а дальше – что?

Денис Азаров: «А дальше я впервые после премьеры никуда не уехал и наутро вернулся в свой театр. Это новый опыт – прежде делаешь спектакль, влюбляешься в артистов, они остаются со своим спектаклем, а сам – куда-то дальше. Сейчас такого нет. Будет новый спектакль, и еще, и еще, а теперь еще эта поездка».

- Да, о цели поездки, пожалуйста…

Денис Азаров: «Цель - подготовка к постановке «Мертвых душ» по поэме Гоголя. По одной из литературоведческих версий, действие «Мертвых душ» происходило в Нижегородской области. Повторюсь: по одной из версий. Помните, в литературе XIX века, если не называли город, то писали «город N», читаем Гоголя: «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка». Отсюда некоторые делают вывод, что это Нижний Новгород. Да плюс рассуждения о колесе: «…Только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет», — отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», — отвечал другой. Этим разговор и кончился». Да плюс вот это: «Отсаживай, что ли, нижегородская ворона!» — кричал чужой кучер». Потому некоторые литературоведы делают вывод, что события «Мертвых душ» происходили где-то здесь.

Планируется, что «Мертвые души» будет таким сложным спектаклем –не только про Гоголя, а вообще про парадоксальность России. Вспомните, Гоголь выписывает всех персонажей «Мертвых душ», за исключением бедной губернаторской дочки – девочке просто на ровном месте жизнь испортили! – как людей с отставанием в психическом развитии (по современным критериям). Читаешь сейчас – господи, они же все с диагнозами! И долгие, со школы набившие оскомину лирические отступления, которые нам пытались вдолбить в головы, - надо же вырасти и повзрослеть, чтоб понять, что автор в них заложил! – в них и заключен парадокс России. Если в двух словах, то пишет Николай Васильевич «Мертвые души», пребывая в прекрасной Италии, там тепло, там цветы, ему вроде и хорошо… Так почему же его так тянет туда?! в серость, к разбитым дорогам?! Это и есть парадоксальность нашей страны, о ней мы и будем ставить спектакль на основе «Мертвых душ»; поэтому мы и поехали по предполагаемым местам - уже по современным русским деревням. И есть у нас два вопроса, от которых мы начинаем разговор с жителями. Первый: «В чем счастье России?», второй - «В чем беда России?» Отталкиваясь от этих двух вопросов, начинаем с людьми разговаривать, пытаясь понять, а как сейчас? А что сейчас – деревня, что сейчас – мертвые души? Это же метафора. И мертвые ли они?

Татьяна Печегина, заведующая литературной частью театра, тоже, кстати, родом из Сарова, составила маршрут поездки так, чтобы рядом с местами нашего пребывания обязательно находились точки с сильной духовной составляющей. Условно говоря: есть языческие рощи (Шарангский, Тоншаевский, Воскресенский и Ардатовский районы Нижегородской области, а также керемети в Сарове и селе Таш-Ташкуманца на границе области и Республики Мордовия) - и есть Дивеево. В этом столкновении, единстве и борьбе противоположностей, хотим найти, понять, чем люди живут. Сложно… Даже если из этой поездки мы ничего конкретно не возьмем в спектакль, не впишем в документальные монологи, то в любом случае для ребят – а все мы городские жители - это погружение. Важный момент. Это ж две разные планеты – Москва и любое село, которое мы проезжали».

- Творческая группа – это будущие действующие лица «Мертвых душ»?

Денис Азаров: «Это будущие «мертвые души» спектакля. Я же говорю, спектакль будет не совсем по Гоголю, будут гоголевские персонажи – и будут, я упрощаю, персонажи «из сегодня», так пока назовем».

- Денис Николаевич, у вас-то самого есть ответы на те два вопроса?

Денис Азаров: «По-моему, счастье России в ее непреходящем парадоксе, за счет этого парадокса Россия и выживает. А беда России – в безответственности, в патернализме русских, не любящих брать на себя личную ответственность. Мы привыкли, что нами управляют, привыкли жить здесь и сейчас. Интересны еще и ответы на эти вопросы нижегородцев. Кто-то сказал, что счастье России в полной самоизоляции («закрыть все границы, и Бог нам поможет!»), а монахиня в Дивееве актеру Саше Титаренко гениально ответила, что говорить на эту тему могла бы только с благословения. То есть вопрос настолько важен, что… Супер!»

 

Послесловие

Режиссер Роман Григорьевич Виктюк скончался в декабре прошлого года. В том же декабре художественным руководителем Театра Романа Виктюка был назначен режиссер Денис Азаров.

Комментируя свое назначение, Азаров отметил, что он осознает всю меру ответственности и объем работы, который ожидает его на новом посту: «Прийти в авторский театр, театр, созданный яркой, уникальной личностью, и не растерять накопленное, а приумножить его — моя главная задача на ближайшее время», — подчеркнул он.

«Мне интересен этот театр, мне интересны актеры, и да, я волнуюсь, как волнуется, наверное, каждый, начиная большое и новое дело. Но есть уверенность, что все должно получиться».

Татьяна Криницкая, Елена Трусова. Фото Веры и Сергея Трусовых

вт, 07/13/2021 - 13:25