Фото:
Рок-трансформатор, или Из ВИА - в рок-группу

Наш постоянный автор поэт и музыкант Сергей Турутин рассказывает об истории саровской рок-группы «Нижний Новгород» (в тот период – уже не ВИА) с 1982 по 1986 годы.

...Год 1982-й. С отъездом из города талантливейшего музыканта и руководителя коллектива Валерия Цуканова, «Нижний» остался, что говорится, у «разбитого корыта» с «разбитым сердцем». Отъезд Валеры практически поставил точку на последней формации ВИА. Но молодежь, которую олицетворяли барабанщик Паша Ширнин и Саша Голубовский (гитара, вокал), сдаваться отнюдь не собиралась. Развернув историко-поисковую деятельность, «генштаб» напряженно изучал творческие дела предполагаемых кандидатур-музыкантов. В итоге новую группу «свежей кровью» наполнили виртуознейший гитарист Рома Соболев, певец и сочинитель песен Юра Царёв, клавишник и вокалист Лёша Бойцов, а также Саша Рябченко (бас-гитара).

Основное музыкальное направление по тем временам было выбрано весьма тернистое, но самое, что ни на есть, прогрессивное – рок. Идей и планов у каждого музыканта было хоть отбавляй, хватило бы на десяток ансамблей, поэтому «бои» велись сразу на нескольких «фронтах». Непримиримостью рока их наполнял, естественно, Роман, воплощая самые изящные композиции и сольные партии тогдашних супер гитаристов - Джэфа Бека, Карлоса «Девадипыча» Сантаны и самого Ричи Блэкмора. Вольнодумства Соболева одобрял и поддерживал Павел Ширнин, а вокально-инструментальную линию проводил в жизнь Юра Царёв с помощью Алексея Бойцова и Александра Голубовского.

Но для новых идей нужна была и новая техника - музыкальные инструменты, усилители, акустические системы. Купить фирменный аппарат в советские времена было крайне дорого, да особо-то и негде. Вот пример. В 1989 году на деньги, заработанные двухлетними гастролями, мы купили в Центре Стаса Намина новенькую гитару «Фендер Стратокастер» (модель AR-18, кстати, тоже красную, на такой же играл сам Марк Нопфлер!). Она по тем временам стоила почти как шестая модель «Жигулей» – 5500 советских рублей!

Естественно, тогда, в 1982-м, ребятам пришлось зарабатывать на гитары, синтезаторы и прочее своим трудом в основном на банкетах. А силовой аппарат делать «из ничего» своими руками. Хотя, должен заметить, те самоделки звучали весьма прилично.

В общем, работа кипела, и уже в конце года ребята выдали полноценный концерт, который тогдашний художественный руководитель Дворца культуры решил подать в духе времени - идейно выдержанно, разделив на две части: «буржуазно-пессимистичную» и нашу – жизнеутверждающую.

В первую были заключены песни группы «Воскресенье»: «Я сам из тех, кто спрятался за дверью», «Кто виноват, что ты устал», «Я привык бродить один» и какие-то проделки «Машины времени». Второе отделение являло собой оптимизм и веру в светлое будущее (в котором мы ныне, как бы, уже пребываем). А наполняли эту веру вещи собственного сочинения - «Праздник» Ромы Соболева на стихи поэта Расула Гамзатова, «Корабль», «Бабье лето», «Гавань», придуманные Царёвым и Голубовским, а также каверы «Сказка моя золотая» (в оригинале – «Killing myself softly your song»), «Самба Па Ти» Сантаны, и много чего ещё.

Концерт по яркости можно было сравнить со взрывом сверхновой звезды - или, как минимум, «водородной» Андрея Сахарова! Музыканты, учитывая наше географическое положение, делали невозможное, воплощая в жизнь чудеса инструментальных, а за одно и вокальных вершин. Роман поражал слушателя изяществом, с которым оживлял пассажи великих мастеров. Павел «высекал» из барабанов такое откровение, которое, буквально, поднимало публику «на дыбы»! Трио певцов во главе с мощным и ярким тенором Саши Голубовского изливало такие трезвучия, которые девушкам бередили душу, а ребятам не оставляли надежды. И даже непосильная работа цензуры, как ни странно, не помешала.

Осенью того же года был курьезный случай. Очередной городской конкурс эстрадных коллективов. Гала-концерт. Ведущий объявляет: выступает лауреат третьей степени рок-группа «Нижний Новгород» с песней английского ансамбля «Дип Пёпл» «Дым над водой». Роман берет заходный риф Ричи, а за кулисами в это время секретарь нашего горкома комсомола машет руками и кричит, чтобы нас вырубали.

Тот, кому была дана команда, дергает рубильник. Усилители гаснут. Звук захлебывается тишиной. Леша Емельянов – барабанщик почти всех величайших ВИА города и самой первой рок-группы «Импровиз» (1966 г.) – за кулисами ругается. Народ в зале, понятно, ничего не понимает.

Но, должен заметить, что это был единственный укус нашей местной цензуры 80-х, которой, по большому счету, и не существовало.

Чуть позже с «Нижним» случился еще один идеологический казус, но уже на уровне обкома комсомола, откуда пришло распоряжение на поиск молодых талантов. Наш отдел культуры рекомендовал, как и прежде, молодой и талантливый коллектив «Нижний Новгород». Прослушивание специально подготовленного для этого концерта происходило в лучшем и единственном зале села Дивеево. Высокая комиссия была потрясена исполнительным мастерством музыкантов, богатой палитрой голосов, тщательностью отбора материала, тонкой режиссурой, и всячески выражала невыразимое восхищение.

Но, увы, одна, в общем-то, совершенно верная антивоенная песня «Не стреляй!», к «огромному сожалению экспертов», не могла позволить сему прекрасному коллективу украсить Областной конкурс молодых талантов. Ибо в оригинале ее исполняла группа «ДДТ», входившая тогда в «Черную сотню» ансамблей, запрещенных к использованию на дискотеках, концертах и прочих массовых мероприятиях страны.

1983-й был наполнен тем же рвением и посвящен творческому усилению качества «саундофонии» и, естественно, репертуара. Весной нашего басиста Сашу Рябченко «на боевом посту» заменил прекрасный во всех отношениях парень Алексей Ершов. Педантичный, углубленный во многие процессы, науки, музыкальные тонкости и веяния времени, он очень украсил ритмо-гармоническую базу «бэнда». Еще в девятом классе я был в шоке от того, насколько точно Алексей «снимал» гитарные партии «Грэнд Фанка», «Назарета» и прочих «монстров».

В период с 1983 по 1984 гг. концертный диапазон коллектива расширился от «последнего писка» итальянской эстрады (Умберто Тоцци и Джанни Моранди); через песни «Карнавала», «Круиза» и других советских «чудовищ» до сладких песенок «Чикаго», Клифа Ричарда, «Юрая Хип»; динамичного «пёпловского» свинга «Лэзи», и философско-инструментальных высот Джеффа Бэка и самого Джона Маклафлина.

Год 1985-й явил публике серьезную вокальную рок-сюиту на стихи местного поэта Павла Тужилкина. Я бы даже сказал, рок-балет, ведь сценическую феерию творил Олег Сидоров со своим удивительным хореографическим ансамблем. Насколько я помню, сюита состояла из трех частей и была обращена к человечеству в целом, все более утопающему в болоте потребления и бездуховности (и это в 85-м!). Хотя, сие заключение, скорее всего, сделал только я один, потому что в тексте явно вырисовывался образ загнивающего Запада. Финал сюиты был исполнен крика души, отчаяния и надежды о сохранении мира на Земле: «Если мы от Адама и Евы, братья и сестры, Где вы? ГДЕ ВЫ?». Голос Саши Голубовского проникал в каждую клетку сущего, умывая катарсисом разум, освобождая совесть… До сих пор наворачиваются слезы, вспоминая это.

1986-й оказался самым тяжелым в жизни данного состава группы. Осенью для участия в Первом горьковском рок-фестивале ребята пригласили меня (но в качестве кого?!) изображать брэйкдэнсера с бубном и бонгами. Затея, надо сказать, была совершенно нелепая, но, опять же, в духе времени, ведь тогда даже «Арсенал» с подачи великого Хэрби работал с «электро-бугерами», только не на танцполах, а на концертах. Программа «Нижнего Новгорода» и на сотую процента не подразумевала скоморошину. Называлась она по-флойдовски объемно – «Время», была довольно серьезна и выдержана в духе инструментального провинциально-примитивного джаз-рока. И, естественно, в настоящий неформальный «Горьковский рок-фест 86» – детище прекраснейшего организатора и человека Славы Уланова – данная концепция абсолютно не вписалась как про-официальная, «беззубая», невнятная и откровенно скучная. Более того – публикой была отторгнута.

Музыкальные разногласия участников достигли предела и, совершенно логично, что выступление на Первом горьковском оказалось Последним. Очередной тупик… Крах… И опять «в живых осталось только» двое: Павел Ширнин и теперь Алексей Бойцов. Впрочем, на этом история «Нижнего Новгород» далеко не закончилась.

Но это - уже совсем другая история.

Отдельное спасибо Роману Соболеву за то, что нашел время, силы и желание разворошить «гордые слова на пыльных полках» памяти! Также неимоверная благодарность и нижайший поклон Алексею Ершову за незамедлительный отклик на мою просьбу, приезд в город, качественный исчерпывающий архив рок-группы «Н.Н», а также приятные беседы о музыке и жизни!

ср, 10/13/2021 - 19:34