Фото:
Ирина Аввакумова: «Со мной сложно спорить, если я в чем-то убеждена»

28 октября у актрисы Саровского драматического театра Ирины Аввакумовой - юбилей.

Последние двадцать пять лет театральную историю нашего города невозможно представить без этой яркой, разноплановой, харизматичной артистки. Ирина сыграла на сцене нашего театра уже 70 ролей. Ей прекрасно удаются и драматические, и комедийные роли, о чем не раз писали коллеги-журналисты и отмечали критики. «Для заядлых театралов исполнение Ириной Аввакумовой роли Софьи Александровны станет откровением. Ее игра сравнима с радугой, игра красок, которая не подвластна словам, так она тонка и нежна. Ее невозможно описать, ею можно только безмолвно восхищаться» («Старый город №» от 17.04.2003 г.).

Накануне юбилея мы пообщались с актрисой.

- Когда ты почувствовала призвание играть на сцене?

Ирина Аввакумова: «Это произошло не в детском возрасте. Сначала я полюбила театр как зритель, и очень благодарна родителям, которые часто водили меня в театр: сначала кукольный, потом - ТЮЗ и драматический. Когда подросла, то со школьной подругой, такой же заядлой театралкой, не пропускала ни одной премьеры в любимой Нижегородской драме. А в старших классах мы стали приобщать к театру наш класс. Каждое десятое число месяца шли в кассу и заказывали на всех билеты».

- А какие-то любимые спектакли вспомнить можешь?

Ирина Аввакумова: «Бешеные деньги» А.Островского, «Бедные люди» Ф.Достоевского, «Уроки музыки» Л.Петрушевской. Мне все спектакли нравились. Мы знали всех артистов, подмечали малейшие нюансы игры. В школе я участвовала в агитбригадах, в театральном кружке играла, мне нравилось выходить на сцену. Еще нравилось, проезжая мимо театрального училища, любоваться в окно танцкласса на красивых девочек. Но я не предполагала, что когда-то это станет моей профессией. Я хотела, как многие девочки, лечить людей, учить детей… Даже поступила в педкласс, перейдя для этого в другую школу.

Точно не помню, когда, но в какой-то момент во время спектакля у меня вдруг возникло желание оказаться там, на сцене. А почему бы и нет? Так начался мой путь в театр».

- Как родители отнеслись к твоему выбору?

Ирина Аввакумова: «Мама меня всегда поддерживала. У нас с ней даже был опыт совместный игры в народном театре в Доме офицеров, куда она меня привела. Папа очень осторожно отнесся к моему выбору - возможно, боялся, что это - «не мое». Он удивлялся, откуда у меня такая тяга к театру, у нас же семья не актерская. Но я считаю, творческие гены у меня все-таки от родных: дедушка был самодеятельным музыкантом городского оркестра, папа был одаренным человеком, и если бы пошел учиться в художку, многого бы добился. Жаль, что послевоенное детство помешало осуществиться его мечте.

Мама видела все мои дипломные спектакли, а папа нет - мне кажется, очень боялся разочароваться. Но у мамы всегда спрашивал: «Как там Ирина?» Только через несколько лет после окончания училища, когда мы с театром приехали в Нижний на фестиваль «Премьеры сезона» с «Дядей Ваней», он убедился, что все его тревоги были напрасны. И внутренне успокоился, что мой выбор был правильным».

- Сложно было убедить родителей, что собираешься поступать в театральное?

Ирина Аввакумова: «Со мной всегда было сложно спорить, если я в чем-то убеждена. Наверное, родители понимали, что отговаривать бесполезно. Когда папа понял, что уговоры не действуют, отступил и предложил поступать в наше Нижегородское училище, мы слышали о нем много хорошего. Им было важно, чтобы я жила дома».

- Выходит, зря ты перешла в педкласс?

Ирина Аввакумова: «Нет, все в жизни не зря, этот опыт пригодился. Для меня артисты всегда были чем-то недосягаемым. Правда, в детстве я надевала мамины украшения, туфли, брала микрофон от катушечного магнитофона, объявляла: «Выступает народная артистка Советского союза» и «пела» под Пугачеву. (Смеется) Став старше, уверенности в себе поубавилось - уж очень это необычная профессия, надо получить «нормальную». И общение с детьми всегда нравилось, вот и подумывала о работе учителя».

- Какие педагоги оставили наиболее яркий след в твоей жизни?

Ирина Аввакумова: «Их много, я благодарна всем, с кем встречалась, пока училась. Каждый оставил след в моей судьбе. Я поступила на экспериментальный курс драмы. У Владимира Иордана, выпускника нашего училища, получившего позже режиссерское образование, родилась идея создать молодежный театр, а труппу воспитать самим. Нас набрали зимой, на полгода раньше остальных студентов. Поначалу мы учились не в училище, а в арендованном помещении, которое мы называли «чердаком». Нас было 25 человек, нас учили и педагоги училища, и приглашенные преподаватели из Москвы - например, психолог. Было много предметов, которых не было у других. Очень рада, что нас учили психоанализу, это пригодилось в работе над ролью. У нас была потрясающая атмосфера студийности, и я с огромной теплотой вспоминаю это время. На втором курсе мы сделали свой первый спектакль по Платонову «Река Потудань». Летом набрал курс Семен Эммануилович Лерман, и впервые в истории училища получилось два параллельных драматических курса. Нашим руководителем был Андрей Алексеевич Ярлыков. Но после второго курса, поскольку нас осталось всего пять человек, а у Лермана – семь, было решено курсы объединить. Меня учили потрясающие педагоги: оба мастера (Ярлыков и Лерман), Наталия Ивановна Заякина, Анатолий Иванович Захаров, Людмила Юльевна Волчек, Альбина Александровна Нестерова, Татьяна Васильевна Цыганкова. Им было важно вырастить нас не просто артистами, а личностями, они прививали вкус, этику, любовь и уважение к профессии. Слушая их, невозможно было не напитаться культурой. Репетировал с нами и Валерий Семенович Соколоверов, легенда училища, которого все уважали и боялись. Помню свою с ним первую встречу. Для показа выбрали мой отрывок из «На всякого мудреца довольно простоты» (меня всегда вызывают первой, еще со школы). Сначала мне надо было войти в дверь. Но я делала это раз десять, потому что Валерий Семенович каждый раз был недоволен и говорил: «Я это все уже видел». Каждый раз я пыталась изобрести что-то оригинальное. В конце концов, разозлившись на собственную бездарность, увидела, что над дверью есть разбито окно. В считанные секунды я разбежалась, швырнула в него сумку, а потом влетела сама. Соколоверову понравилось (смеется). И мы, наконец-то, двинулись дальше. Позже мы сделали с этим режиссёром еще один отрывок Островского к экзамену».

- А как вы с супругом (актер Саровского театра Руслан Шегуров – прим. авт.) оказались в Сарове?

Ирина Аввакумова: «В училище во время показа дипломных спектаклей приезжают «купцы» - режиссеры и директора театров, в которых нужна молодежь. Посмотрев нашего училищного «Дядю Ваню», нас пригласил на беседу Борис Смбатович Меликджанов. А поскольку в Сарове уже работал наш выпускник Андрей Боровиков, от которого мы слышали, что ему здесь очень нравится, мы решили пообщаться. Борис Смбатович рассказал о городе науки, об уникальном театре, в котором есть свой оркестр, своя кукольная труппа, а пьесы ставят столичные режиссеры, да и сам театр располагается в помещении бывшего храма Серафима Саровского. А еще Борис Смбатович обещал много работы. Нас все это заинтересовало. Да, поступали еще приглашения поехать в Киров, Армавир, Туапсе, Пензу, Северодвинск, но мы выбрали Саров. Анкеты прошли быстро, и 15 мая 1997 года мы въехали в город. Здесь нас встретила черная «Волга» директора. Борис Смбатович познакомил нас с коллективом и сам отвез в общежитие. Нам все понравилось: и люди, и воздух, и вода (смеется)! В город и в театр я влюбились сразу, было ощущение родного дома. Мы поняли – это наше, здесь все сложится. Так и получилось»

- Есть ли спектакли, про которые совсем не хочется вспоминать?

Ирина Аввакумова: «Пожалуй, нет. Ведь в каждом из них - часть тебя, твоего сердца. Невозможно не любить то, во что от души вкладываешься».

- Какие наиболее значимые для тебя режиссеры?

Ирина Аввакумова: «Конечно, Виктор Тимофеевич Арсеньев, мы у него играли практически во всех спектаклях, росли с ним, он нам доверял сложные, серьезные роли. По сути, он осуществил многие наши актерские мечты. Каждому артисту важно найти не только свой театр, но и своего режиссера. Виктора Тимофеевича мы по праву можем считать своим. Владимир Салюк, Александр Кладько – тоже очень важные режиссеры для моей актерской судьбы. А роли – есть такие этапные, значимые, как, например, Манечка в «Двое поменьше», режиссер Анна Трифонова. После сдачи актриса старшего поколения сказала режиссеру: «Спасибо Вам за артистку». Думаю, эта роль помогла мне раскрыться. Или Джульетта - безумно сложная работа, девочка-подросток в мои тогда уже 30 лет! И я счастлива, что у меня была эта роль-мечта. А вообще, люблю все роли – в них вложено много труда».

- Какие традиции нашего театра тебе нравятся?

Ирина Аввакумова: «Поздравление коллег с премьерой, когда за кулисами выстраивается «коридор почета» и все аплодируют тем, кто выходит со сцены. Очень нравятся подписанные режиссерами программки, все их бережно храним дома. Кто-то благодарит за работу, желает успеха, роста, кто-то пишет теплые дружеские слова о совместной работе, а некоторые - например, Владимир Бондарь - даже в стихах это делает. 

Капустники – еще одна прекрасная традиция. Они могут «раскрыть» артиста с неожиданной стороны и делают внутреннюю жизнь театра интереснее. Наш первый капустник был после дебюта в «Мертвых душах», я должна была играть героиню Александры Дорониной. Ужасно волновалась, чтобы было узнаваемо. Сохранилась традиция посвящения в артисты: когда-то нас посвящали, теперь мы посвящаем молодежь. Любимая традиция, которой уже больше 25 лет - эксклюзивное представление ко Дню театра, доходы от которого шли ветеранам саровской сцены. Дело благородное, и зрители всегда ждали этого дня. Весь театр участвовал. А последние годы мы с Русланом являлись организаторами «Ночи в театре» - писали сценарий, были ведущими и участниками. Надеемся, что в этом сезоне пандемия отступит и удастся подготовить и провести День театра в новом формате».

- Поделись секретом семейного счастья.

Ирина Аввакумова: «У нас есть пример крепких семей наших родителей. Вот и мы, как встретились, так и идем по жизни вместе. Радуемся и огорчаемся друг за друга, делимся событиями дня за общими обедами, строим планы – все это наше общее. Вырастили прекрасную дочь, много работали и состоялись в профессии – все это мы вместе. Иногда я думаю, что могла бы не поступать в наше училище, а уехать в другой город, я бы не встретила Руслана, и не было бы нашей семьи. И мне делается не по себе. Мы - единомышленники, супруги и творческий союз одновременно. Мы смотрим в одном направлении, у нас много совместных проектов в театре и вне его».

- Дочка сама выбрала другую профессию? Или вы настояли?

Ирина Аввакумова: «Сама. Как актерский ребенок, Соня в детстве мечтала стать актрисой, и творческие способности проявились рано. Она была занята в спектаклях театра, участвовала в постановках мамы и папы в гимназической студии, но потом переросла это. И мы счастливы, что Софья нашла свою дорогу и свое призвание в жизни».

- У тебя богатый профессиональный опыт. Есть кому передать?

Ирина Аввакумова: «Да! Одна моя ученица уже окончила Нижегородское театральное училище и успешно работает в московском театре. Сейчас еще одну готовлю к поступлению. Так что педагогический класс пригодился!»

чт, 10/28/2021 - 11:24