Фото:
Доказывать, что ты - художник, в Норвегии пришлось долго

С Юлией Мордвиновой меня свела судьба на открытии ее персональной выставки, которая состоялась на днях в Художественной галерее. Юлия - саровчанка, окончившая два художественных вуза Северной столицы и уехавшая в итоге в далекую холодную Норвегию.

Своей первой учительнице, Анне Васильевне Золотовой, Юлия вспоминается спокойной, ответственной, аккуратной, улыбчивой и очень прилежной ученицей. Одним словом, «ребенок – отдохновение». Кстати, сама Юля считает, что, несмотря на свое сугубое «технарство» и многолетнее служение ядерному центру, ее родители (настоящая техническая интеллигенция, - авт.) очень творческие люди: мама шила, сама делала выкройки и прекрасно оформляла интерьеры, а папа развлекал детей собственноручно нарисованными картинками.

Первая учительница навсегда осталась в числе любимых педагогов - именно ее Юлия пригласила на свою персональную выставку в Сарове. Кстати, Анна Васильевна посвятила своей ученице стихотворение, написанное буквально за один вечер. В нем, в частности, есть такие строки: Ты чувства будишь у людей, Зовешь с собою в путь. / И мы идем, и не хотим присесть и отдохнуть. / Нам интересно все, что ты с собой принесла. / Твои полотна – это мир улыбки и тепла.

Метаний по поводу выбора профессии у Юли особо не было: уже в 12-13 лет она знала, что станет художником. По словам ее педагога Игоря Михайловича Савкова, уже при первом знакомстве в этой худенькой девочке с двумя хвостиками он почувствовал внутреннюю силу и большое трудолюбие – качества, жизненно необходимые будущему профессионалу.

Игорь Михайлович любит задавать своим ученикам вопрос с «подвохом»: «Какой предмет самый главный в школе - живопись или рисунок?». Хотя на самом деле главное для художника – композиция, умение наладить через картину диалог со зрителем. Уроки Игоря Савкова весьма пригодились Юле во время учебы в Питере, хотя в полной мере понять «прелести» композиции она смогла только с возрастом.

В Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К.Рериха Юля поступила со второй попытки – после десятого класса, в 16 лет. Здесь пришлось вернуться к уже привычным со школы натюрмортам, портретам, гипсу, однако обучение велось уже на новом, более сложном уровне. Юлия Мордвинова считает, что самый сложный путь начинается после окончания учебы - нужно найти себя, «свое лицо». Да и вся творческая жизнь – это многоэтапная долголетняя учеба.

 

Грани творчества

Глядя на картины нашей землячки, представленные на выставке в Художественной галерее, убеждаешься, что «свое лицо» у Юлии Мордвиновой однозначно есть. Удивительно, что живя в холодной Норвегии, она не «охладела» в чувствах и не стала художником, пишущим отстраненно. Каждая ее работа из цикла «Воспоминания» – это гимн детству, людям, родным местам и любимой семье.

Картина из этой темы «Думая о тебе» разделена на две половинки: на одной – лицо матери, на другой – дочери, а между ними - жизнь в фото и письмах. Интересно, что под определенным углом портрет каждой женщины становится полным изображением.

От полотен Юлии Мордвиновой веет спокойствием, теплотой и гармонией.

А еще художница окончила отделение графики и иллюстрации Санкт-Петербургского института декоративно-прикладного искусства, попав сразу на третий курс новой кафедры. Здесь сложился ярчайший преподавательский состав, студенты выставлялись вместе с педагогами, которые успешно направляли молодежь. И поскольку Юлия по образованию художник-график, то в ее творческой копилке не может не быть книжных иллюстраций. Юлия призналась, что она перфекционист, поэтому часть книг - например, «Золотые мифы древней Греции», сделаны ею полностью, «от корки до корки». Художница даже прошла курсы переплета, чтобы научиться из разрозненных листов, картона, ниток и кусков кожи волшебным образом создавать произведение искусства. Сегодня таких книг у Юлии четыре - одна, небольшая, из пяти офортов, была изготовлена для дипломной работы, в следующих «редакциях» прибавилось еще 15 разворотов, а текст к другим вариантам книги записан на трех языках: русском, английском и норвежском. Сейчас все они хранятся в семье художницы.

Пути творческой мысли всегда неожиданны. Так, идею оформления другой своей книги – концептуальной, по норвежскому роману «Юнас» - художница почерпнула из упражнения на эмпатию. В нем детям дается лист бумаги и разрешается его мять, бросать на пол, топтать, говорить гадости, а затем предлагается его разгладить и «извиниться», что те старательно и делают. Однако всем прекрасно известно, что полностью вернуть лист в первоначальное состояние уже не удастся. На этом примере детей учат сопереживать, чувствовать состояние другого человека. Перенося из плоскости ассоциативной в реальную, можно сказать, что следы плохого обращения с человеком остаются на всю жизнь.

Несмотря на солидный творческий опыт у художницы есть еще «непокоренные» вершины. Одна из них – техника меццо-тинто, требующая долгой и трудоемкой подготовительной работы, когда доску «закатывают» специальным инструментом так, чтобы она стала шершавой. По словам Юлии, этот рутинный момент ее всегда отпугивал, однако когда-нибудь к этой технике все же будет интересно приступить. В живописи художнице нравится искать новые «не сочетаемые» сочетания - акриловый холст и акварель, или керамическая плитка и масло, которое можно бесконечно двигать, создавая микроскульптуру. Или снять картину со стены, чтобы поменять для зрителя привычный угол зрения. Так портрет мальчика из романа «Юнас», который затем был использован для иллюстрации книги, был нарисован в полный рост. Художница выставляла его на полу, чтобы взрослые смотрели в вопрошающие глаза ребенка с высоты своего роста и возраста, и чувствовали ответственность, а дети – на одном уровне со своим лицом, дабы найти в работе что-то близкое им. Однако в графике, несмотря на обилие новшеств, Юлия Мордвинова отдает предпочтение традиционному набору инструментов. Эта стабильность, сосредоточенность и спокойное состояние духа очень подходят к характеру той страны, в которой художница живет с 2003 года – к Норвегии…

 

Покоряя художественный «Олимп» Норвегии

Впервые в Норвегии Юлия побывала еще в школе. «Однажды в Саров приехала делегация из Норвегии. В качестве ответного визита наших детей пригласили посетить эту страну, - вспоминает Юлия. – Мне было 15».

В Норвегии детей расселили по семьям, они подружились со сверстниками и после поездки долго переписываясь. В 25 лет Юлия вернулась в Норвегию с выставкой, о которой договорилась мама одной норвежской семьи, в которой девочка когда-то гостила. Тогда работы русской художницы выставили в университете Ставангера, где и произошла судьбоносная для Юлии встреча с будущим мужем. Неожиданный и яркий роман вскоре перерос в серьезные семейные отношения. 

Сложно было не только привыкнуть к новым условиям жизни, ведь до этого момента Юлия не собиралась уезжать из страны, но и покорить художественный «Олимп» Норвегии. По признанию художницы, она оказалась между двух потоков: с одной стороны – люди, продолжающие рисовать на холстах, придерживающиеся традиционных техник, уважаемые мастера, практически мастодонты, «вымирающая раса» – гораздо старше ее по возрасту. С другой - ровесники, погруженные в перфомансы, инсталляции, видео: современное оторванное искусство, у которого мало академических корней. Получалось, что по духу Юлия была ближе к академизму, а по возрасту – к современным художникам. Норвежцы - закрытые не только в личностном, но и в профессиональном плане. Поэтому доказывать, что «ты тоже художник», пришлось долго, особенно если учесть, что российское образование там не засчитывается, поскольку невозможно проверить на английском языке учебные планы.

Да и само образование сильно отличается: в Норвегии меньше часов выделено на творческие дисциплины, и больше - на экономику и литературную составляющую процесса. Все это потом помогает норвежским мастерам кисти писать соискания, формулируя эссенцию творчества.

Юлии пришлось многому учиться, признание приходило постепенно. Зато вступив в Союз художников Норвегии, она смогла отстоять свой взгляд и право на собственное поступательное творческое развитие. Сейчас у нее есть мастерская, ее работы выставляются, и, по словам художницы, она «счастлива, что может в полной мере заниматься творчеством».

Пять лет Юлия преподавала в художественной школе, а в последние десять лет ушла в «свободное плавание». И да, у нее сегодня нет сомнений: если бы была возможность начать жизнь заново, она выбрала бы тот же путь.

ср, 11/17/2021 - 10:09