Фото:
Журналистам показали, как устроен наш аэродром «МИУС»

Итоговая пресс-конференция директора ядерного центра прошла в этом году в недавно отстроенном здании пассажирского терминала аэродрома «МИУС». Журналистам не только показали, где и что в новом аэропорте находится, но и рассказали историю становления нашей воздушной гавани, провели по залам пассажирского терминала, познакомили с работой различных служб и даже объяснили, откуда, собственно, взялось само название аэродрома – «МИУС».

Но обо все по порядку.

 

От «кукурузников» до транспортных самолетов

«Аэродром – технически очень сложный комплекс, - говорит начальник аэродрома Геннадий Мавлиханов. - Одних только коммуникаций здесь – более 70 километров».  

Датой рождения нашего аэродрома считается 16 апреля 1946 года – именно в этот день на аэродром впервые приземлился самолет ПО-2, который доставлял на только-только открывшийся «объект» секретную документацию. Тогда покрытием аэродром было травяное поле.

«Таких аэродромов как наш в России только два – Саров «МИУС» и Байконур, - говорит Геннадий Мавлиханов. – Потому что наш аэродром вобрал в себя и потребности гражданских авиаперевозок, а также экспериментальных и военных полетов. После 1946 года аэродром развивался для приема самолетов, была построена металлическая полоса длиной 900 метров под транспортные самолеты Ли-2, которые привозили грузы и почту. Потребности «объекта» росли, и в 1966 году была построена первая бетонная взлетно-посадочная полоса длиной 1200 метров. Впоследствии она была реконструирована до 1900 метров, чтобы принимать большие транспортные самолеты Ан-12. Сейчас основная задача аэропорта – обслуживание ВНИИЭФ в рамках выполнения гособоронзаказа.

Кстати, почему, все-таки, наши воздушные ворота называются «МИУС»?

Геннадий Мавлиханов: «Это, собственно, и не название, а четырехбуквенный индекс аэродрома, присвоенный ему в 1946 году. Тогда перед въездом в Арзамас располагался аэродром «Арзамас-МИУС» – сейчас там остались только старые заброшенные строения. Это был аэродром для истребительной авиации, где базировался учебный полк. В 1946 году аэродром прекратил свое существование, передислоцировавшись в Саваслейку. У нас же, наоборот, свой аэродром открылся. Индекс «МИУС» решено было оставить, и вплоть до 2015 года во всей аэронавигационной документации он звучал как «Арзамас-МИУС». Потом вся аэронавигационная информация была изменена, но историческое название «МИУС» решили сохранить. Так что индекс у нас сейчас другой, и «МИУС» – лишь дань традиции».  

 

Аэропорт – взгляд изнутри

В 2017 году началась масштабная реконструкция аэродрома под новые стоящие перед ядерным центром задачи, и уже в начале 2020 года она была завершена. На 620 метров была увеличена длина взлетно-посадочной полосы – сейчас она составляет 2520 метров – и перрон, позволяющий разместить до пяти тяжелых самолетов (старый перрон мог одномоментно принять только два воздушных судна). В ходе реконструкции с нуля были отстроены современный пассажирский терминал, командно-диспетчерский пункт, пожарная часть, работающая в круглосуточном режиме, гараж для спецтехники, пост охраны и еще ряд объектов. Вместе с реконструкцией аэродрома было обновлено и оборудование обеспечения полетов.

Высокомарочный двухслойный бетон использовался для строительства взлетно-посадочной полосы. Общая толщина бетонного покрытия – полметра, и он может нести очень большие нагрузки. Раньше полоса аэродрома состояла из бетонных плит. Новую полосу строили путем заливки бетона по непрерывному циклу. В самые напряженные моменты строительства, отмечает начальник аэродрома, на объекте работало до 150 единиц тяжелой техники и до 800 рабочих. Все было сделано для того, чтобы сдать архиважный для ВНИИЭФ объект в суперкороткие сроки – за три года. Аэродром был введен в эксплуатацию 26 октября 2020 года.

В день экскурсии журналистов саровских СМИ пассажирский терминал работал, что говорится, «по полной»: наш багаж досмотрели на входе, пропустив через рамку металлодетектора, за стойкой регистрации улыбчивые сотрудницы в темно-синей униформе всех зарегистрировали, выдав посадочные талоны и проводив в vip-зал, который располагается на втором этаже.

По залам прилета и вылета нас проводит начальник группы пассажирских перевозок аэропорта «МИУС» Альгимантас Крищюнас.

«Пассажирский терминал построен с пропускной способностью 50 человек в час. Таким образом, на сегодняшний день мы можем безболезненно обслуживать этот пассажиропоток», - отмечает он.

За стойкой регистрации работают две девушки-диспетчера по организации пассажирских перевозок, которые прошли обучение и знают все нормы регистрации пассажиров и оформления багажа. В подчинении Альгимантаса Крищюнаса – также системы авиационной безопасности аэропорта и обслуживания воздушных судов. Все эти новые структуры формировались практически с нуля в течение этого года. Здесь представлена вся технология большого аэропорта. Аэродром «МИУС» активно развивается, и весь масштаб преобразований неподготовленному человеку охватить трудно – задел действительно сделан колоссальный, и огромная заслуга в этом принадлежит директору ядерного центра Валентину Костюкову.

Альгимантас Крищюнас: «Все делается для того, чтобы в следующем году начать пассажирские перевозки, сейчас ведется активная работа в этом плане».

 

Суда большие и малые

Геннадий Мавлиханов: «Сегодня аэродром «МИУС» может принимать тяжелые грузовые авиаборты, такие как Ил-76, самолеты с низко расположенными двигателями и самолеты бизнес-класса, для которых важна ровность покрытия взлетно-посадочной полосы. Такие характеристики нашего аэродрома позволяют нам принимать, в том числе, и литерные рейсы – те, что перевозят первых лиц государства. Я работаю на этой должности десять лет, и за это время аэродром принял семь литерных бортов. А с момента реконструкции, то есть фактически за год, мы приняли уже 560 бортов». 

Чтобы содержать аэродром, ядерный центр прикладывает большие усилия. Взлетно-посадочная полоса и вся инфраструктура аэродрома должны быть в состоянии круглосуточной готовности. Журналистам показали и технику, которая, что говорится, всегда на страже – аэродромные пожарные машины, техника для подготовки воздушных судов, снегоуборочные машины и техника для скоростной уборки взлетно-посадочной полосы. Кстати, после реконструкции наш аэродром способен принимать и ночные рейсы. 

 

Сердце аэродрома

Командно-диспетчерский пункт – сердце аэродрома. Помимо самого центра управления полетами, где работают диспетчеры, здесь размещены еще несколько важных служб. Во-первых, метеорологическая, ведь в авиации точный прогноз погоды – залог успешной работы экипажей и диспетчерского состава.  

Лариса Мироненко, специалист метеорологической службы аэродрома «МИУС»: «У нас установлен современный метеорологический комплекс наблюдения за погодой на аэродроме, датчики расположены на разных торцах взлетно-посадочной полосы и на метеоплощадке, вся информация с приборов поступает в комплекс обработки данных и отображается у нас на мониторах. По запросу воздушных судов и аэропортов мы поставляем сведения о погоде, все имеющиеся у нас данные».

Кроме фактической погоды наши метеорологи делают краткосрочные и долгосрочные прогнозы, выдавая предупреждения об опасных явлениях – таких как грозы, обледенение, ливневые осадки, сильный ветер и др. - командирам воздушных судов и авиадиспетчерам.  

Кстати, сведения о постоянно меняющейся погоде мы увидели тут же, воочию - на большом мониторе в метеослужбе аэродрома выведены данные о направлении и силе ветра, температуре, видимости в разных точках взлетно-посадочной полосы, атмосферном давлении и многом другом.

Следующий этап нашей экскурсии - диспетчерский пункт, где круглосуточно собирается вся информация о деятельности аэродрома. Сюда от авиакомпаний стекаются заявки на выполнение полетов над пространством запретной зоны (именно в такой зоне расположен наш «МИУС», - авт.), здесь происходит взаимодействие со смежными диспетчерскими пунктами, согласование полетов и многое другое.

В этом же здании – медицинская служба, которая контролирует предполетное состояние экипажа и диспетчерского состава, группа радиотехнического обеспечения полетов. А на самом верхнем этаже – непосредственно центр управления.  

 

Кадры крайне важны

И все-таки есть одна проблема, о которой невозможно молчать. О нехватке профессиональных кадров для работы на аэродроме говорят и Альгимантас Крищюнас, и Геннадий Мавлиханов. 

«Нужны специалисты именно с профильным образованием. Сегодня работников авиационной отрасли готовят вузы в Москве, Ульяновске, Санкт-Петерурге и некоторых других городах. Но все специалисты нарасхват. Мне, как начальнику небольшого аэродрома, в борьбе за кадры сложно тягаться с крупными международными узлами – вся молодежь после обучения уходит туда, - рассказывает Геннадий Мавлиханов. – К тому же, если говорить о подготовке диспетчеров (их остро не хватает!), то это всего лишь три вуза».

Сегодня из шести штатных диспетчеров на нашем аэродроме работают трое. Не хватает специалистов по авиационной безопасности, службы обслуживания воздушных судов, пассажирских перевозок и ряда других технических служб.

«Развитие аэродрома на этом не остановится, - убежден Альгимантас Крищюнас. - «МИУС», как и город, будет расти, заработают в полную силу образовательный и туристический кластеры, а значит, и авиационный оборот увеличится».    

 

Так когда же полетим?

Ну и, пожалуй, самый главный вопрос: когда же всей этой красотой можно будет воспользоваться по назначению? У ВНИИЭФ есть планы возобновления гражданских авиарейсов, но когда именно здесь появятся первые пассажиры?

Геннадий Мавлиханов: «Нам поставлена задача организовать перевозку пассажиров – жителей города. На сегодняшний момент проводятся работы по заключению договоров с авиакомпаниями, определению положений, тарифов, проходит сертификация и обучение персонала. Я думаю, что в следующем году, в ближайший квартал, мы это запустим».

Что касается возможных рейсов, то пока прорабатывается вариант перелета Саров – Москва - Саров – кстати, приземляться наши самолеты будут во Внуково. Все остальные маршруты - уже вопрос экономики: будет ли это выгодно авиакомпаниям и востребовано пассажирами? Ведь чтобы рейс окупился, наполняемость одного авиарейса должна быть как минимум 65%. Пока мы авиаперевозки осуществляются только для служебных пассажиров.