Фото:
От простых – к «умным»: что дадут умные электросчетчики нам с вами

В начале года «Новый город» рассказал своим читателям о новых законах, которые вступают в силу совсем скоро. Больше всего нас заинтересовала новость об «умных» электросчетчиках, которые по планам законодателей теперь должны устанавливаться во всех домах, а не только новостройках.

С 2022 года в домах будут устанавливать только интеллектуальные приборы учета электроэнергии, сообщил официальный сайт Госдумы. Передавать данные о потреблении электроэнергии с такого прибора уже не нужно: умный счетчик будет сам передавать показания в управляющую или ресурсоснабжающую компанию. За показаниями приборов учета можно будет следить онлайн, они также передадут сигнал об аварии или сбое в работе сети.

За комментарием мы обратились к специалисту по жилищному законодательству, эксперту РАНХиГС (Москва) Игорю Кокину.

«Вообще, решение, что у нас будут устанавливаться приборы учета, в том числе интеллектуальные, было принято еще в 2019 году, - рассказал эксперт. - 1 июля 2020 года этот закон вступил в действие, правительство определило порядок установки приборов учета, в том числе интеллектуальных».

Игорь Кокин: «С 1 января 2022 года интеллектуальные приборы учета в обязательном порядке должны устанавливаться в новостройках. Что касается остальных жилых домов, то установка «умных» приборов учета будет осуществляться в порядке плановой замены – то есть по мере выхода из строя существующих приборов учета. 

В дальнейшем было решено, что замена приборов учета на интеллектуальные продлевается до 2025 года. Поэтому у энергетиков нет обязанности немедленно устанавливать «умный» электросчетчик, даже если старый вышел из строя. И это грамотный подход. Потому что нельзя просто напичкать дома умными электросчетчиками – нужно создать соответствующую инфраструктуру – сервера, личные кабинеты, системы обработки и хранения данных и т.д. Это довольно сложная система. А так в будущем планируется замена на интеллектуальные как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета».

По словам Игоря Кокина, если прибор учета электроэнергии вышел из строя или настал срок его поверки, собственник в любом случае обращается к гарантирующему поставщику электроэнергии, и тот производит процедуры по замене. Установка приборов учета электроэнергии, их замена и поверка осуществляется за счет тарифов на электроэнергию – то есть жители ничего не платят.

- В чем, на ваш взгляд, экономический эффект от перехода на «умные» электроприборы, и кто его почувствует?

Игорь Кокин: «Сам прибор учета не экономит электричество, а лишь фиксирует факт его потребления. Чем больше у вас в квартире энергопотреблюящих устройств, чем мощнее они и чем чаще вы ими пользуетесь, тем больше придется платить. Если говорить в целом о многоквартирных домах, если дом будет полностью оборудован данной системой, то я думаю, дом на себе экономию почувствует. Поскольку та разница, которая образуется между показаниями общедомового прибора учета и внутриквартирным потреблением, должна сократиться».

По словам Игорь Кокина, особенность интеллектуального прибора учета в том, что доступа потребителя к нему не будет. Не нужно снимать показания ежемесячно, куда-то их передавать. Познакомиться с показаниями своего прибора учета можно будет в любой момент онлайн, в личном кабинете на сайте гарантирующего поставщика электроэнергии.

- Стоит ли в дальнейшем ожидать перевода на интеллектуальные приборы учета и других коммунальных ресурсов в наших домах – воды, тепла, газа?

Игорь Кокин: «Пока таких глобальных проектов нет, потому что технологически это сделать проблематично. А вот электрическую энергию проще учесть и передать по ней сведения».

 

Также подробно об «умных» приборах электроэнергии нам рассказали в ООО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ», куда «Новый город» обратился с запросом.

Генеральный директор ООО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ» Андрей Румянцев: «Законом установлено, что с 1 июля 2020 года обязанности учета электроэнергии для потребителей в многоквартирных домах возложены на гарантирующих поставщиков, а для остальных потребителей - на электросетевые компании.

В настоящее время в Сарове требования указанного Федерального закона исполняют две организации. Так, в многоквартирных домах обеспечением учета электрической энергии занимается АО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ», являющееся гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Сарова. Для всех остальных потребителей учет электрической энергии обеспечивает сетевая организация АО «Саровская электросетевая компания».

Одним из ключевых элементов интеллектуальной системы учета электроэнергии должны стать «умные» счетчики, закон предусматривает обязанность по установке «умных» электросчетчиков с 1 января 2022 года.

Основным преимуществом «умного» прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электроэнергии, является возможность удаленной передачи показаний с помощью имеющихся в этих приборах интерфейсов связи. Это удобно и для потребителя, и для поставщика электрической энергии.

Кроме этого «умные» счетчики могут фиксировать различные нарушения параметров качества электроснабжения, осуществлять контроль стороннего вмешательства в работу прибора, хранить информацию о принятой энергии не менее 90 суток и пр. Важной функцией, предусмотренной в «умных» электросчетчиках, является возможность полного ограничения режима потребления электрической энергией, т.е. работа с лицами, «забывающими» своевременно оплатить электрическую энергию, выходит совершенно на новый уровень.

Требования, предъявляемые к набору функций «умного» прибора учета, распространяются как на индивидуальные, так и на общедомовые приборы учета.

 

Когда менять

Необходимость замены общедомового прибора учета электроэнергии определяется самим гарантирующим поставщиком, когда истекает межповерочный интервал или заканчивается срок его эксплуатации. А вот если выходит из строя общедомовой прибор учета, управляющая компания обязана известить об этом гарантирующего поставщика. При получении такого заявления у гарантирующего поставщика есть шесть месяцев с даты обращения для выполнения замены или установки общедомового прибора учета.

Ситуация с индивидуальными приборами учета электроэнергии жителей многоквартирных домов несколько иная: поскольку прямых договоров у гарантирующего поставщика с жителями нет, то вся информация об индивидуальных приборах учета электроэнергии имеется у самих жителей и в управляющей компании, с которой жители ведут расчеты за электроэнергию. В этом случае для замены прибора учета жители могут обратиться напрямую в АО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ» или в управляющую компанию, которая направит их обращение гарантирующему поставщику. Гарантирующий поставщик обязан установить или заменить прибор учета в течение шести месяцев с даты обращения.

Для жителей частного сектора, имеющих договоры энергоснабжения и осуществляющих расчеты за электроэнергию непосредственно с гарантирующим поставщиком, обращение о необходимости замены индивидуального прибора учета возникает только в случае его выхода из строя или утраты».

Но как всегда, на практике возникает много вопросов. И один из них: «Может ли собственник сам заменить электросчетчик, и должен ли этот прибор учета быть обязательно «умным»?

«В случаях, не связанных с утратой, выходом из строя, неисправностью прибора учета или до истечения срока их поверки, гарантирующие поставщики и сетевые организации за отдельную плату осуществляют установку или замену приборов учета, - сообщили в «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ». - А если у счетчика закончился срок поверки, он вышел из строя или утрачен, то собственник должен обратиться в соответствующие организации. Возможность самостоятельной замены в этом случае для потребителей законодательством не предусматривается.

Установка и замена всех приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком и сетевой компанией без взимания платы. Обслуживание приборов учета электроэнергии, установленных гарантирующим поставщиком и сетевой компанией (установка, замена, поверка), этими организациями и будет осуществляться в дальнейшем».

Самим производителям энергоресурсов пока предстоит столкнуться только с явными финансовыми вложениями для реализации задуманного. 

«Работа по внедрению интеллектуальной системы учета и установке «умных» приборов учета электрической энергии пока находится на начальном этапе не только у нас в городе, но и по всей стране, - объяснили нам в «Обеспечении РФЯЦ-ВНИИЭФ». - Масштаб «бедствия», т.е. материальные и финансовые затраты, которые ложатся на гарантирующих поставщиков и сетевые компании, оказался значительно больше, чем представлялось при подготовке закона. Необходимо отметить и тот факт, что в первые два-три года для реализации требований законодательства гарантирующие поставщики и сетевые компании должны найти значительные финансовые резервы - что очень непросто, учитывая, что их деятельность ведется в рамках установленных тарифов. Поэтому за последние два года неоднократно вносились изменения в уже разработанные законодательные акты как по срокам подключения приборов к интеллектуальной системе учета электроэнергии, так и по срокам наступления ответственности за неисполнение обязанностей, возложенных на гарантирующих поставщиков и сетевые организации». 

Поэтому в настоящее время говорить о каком-либо значительном экономическом эффекте, по крайней мере, для АО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ» и АО «СЭСК», рано - пока это только затраты для указанных организаций. Эффект можно ожидать только при большом объеме установленных «умных» электросчетчиков и подключении их к интеллектуальной системе, - прокомментировали в ООО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ». Но в целом ожидается, что установка интеллектуальных приборов учета приведет к снижению объема потерь электрической энергии, снижению издержек на снятие и передачу показаний и повысит платежную дисциплину потребителей.