Одним из самых значимых событий последних шести месяцев, по словам главы города, стало утверждение 30 июня Генерального плана с вновь присоединенными территориями – северной и анклавной западной, куда вошел технопарк.
Еще из важного: Агентство стратегических инициатив включило Саров в 18 пилотных городов, на примере которых сформулируют методологию и комплексные планы развития в рамках инфраструктурно-сервисного подхода.
Саров стал пилотным городом
Алексей Сафонов напомнил, что во время прошлогоднего визита в Саров вице-премьера Дмитрия Чернышенко городской администрации поручили разработать программу развития города с учетом его задач. Это напрямую связано с программой АСИ по инфраструктурно-сервисному подходу. Новый подход опирается на имеющийся потенциал территорий и направлен на более интенсивное использование ими своих возможностей. Это программа развития города, учитывающая его вклад в развитие страны и достижение национальных целей вне зависимости от численности населения. Это не только вложение в новые инфраструктурные объекты и строительство новых квадратных метров, но и удовлетворение потребностей его жителей – привлечение и удержание человеческого ресурса за счет развития сервисов и «донастройки» существующей инфраструктуры.
Была создана большая творческая группа из специалистов городской администрации, министерств Нижегородской области, представителей Росатома и других атомных городов. К группе прикрепили дизайнеров городской среды. Было много встреч и обсуждений роли Сарова, в том числе на перспективу в ближайшие 50 лет.
«В итоге было разработано несколько вариантов мастер-плана, - рассказал глава города. - Первый – очень смелый, максималистский, сумма его реализации – почти триллион рублей. Второй вариант был уже с ограничениями, но все равно «потянул» на сотни миллиардов рублей, его мы представили на уровне правительства области и губернатора, а затем – и вице-премьеру. К сожалению, пока нам не удалось сразу выйти на федеральную целевую программу или иной механизм финансирования. Сам мастер-план уже входит в проработку сервисно-инфраструктурной модели Сарова и других городов, поэтому важность этой работы нисколько не умалилась. Если в итоге нам удастся реализовать хотя бы 10-20% плана, это будет достойный результат».
Стройка: контракт с подрядчиком расторгнут
Алексей Сафонов: «В середине июня представители городской администрации, думы и СМИ выезжали на стройплощадки нового здания школы №11 и Центра культурного развития. Вопросы, связанные с ними, регулярно обсуждаются с губернатором, ГК «Росатом». Ситуация непростая. Однако за последние две недели приняты организационные решения – мы расторгли контракт на строительство ЦКР и школы №11, в стадии расторжения - контракт на строительство дороги по ул. Чапаева. Идет активная работа по подбору ответственного подрядчика. Мы прислушиваемся к мнению профильных региональных министерств, чтобы решить задачу, также у нас есть свои наработки».
Проекты кластера: что будет реализовано?
Корреспондент «Нового города» поинтересовался, будут ли осуществлены проекты, заявленные управляющей компанией паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров»? В частности, речь шла о реконструкции пешеходной части ул. Юности, благоустройстве Прибрежного парка на берегу реки Сатис. Глава города напомнил, что проект благоустройства Прибрежного парка был разработан с помощью ГК «Росатом», дом.рф и КБ «Стрелка». Но, к сожалению, ни тот, ни другой проекты не вошли в постановление Правительства для финансирования.
Но даже попав в постановление, объект может не получить финансирования сразу, пояснил Алексей Сафонов. «Больной вопрос – спортивно-досуговая площадка в Яблоневом саду, которая попала в постановление, но финансирования в этом году не получила. Надеюсь, удастся получить его в следующем».
При этом проекты благоустройства Ближней и Дальней пустынок, заливного луга, по мнению главы города, реализованы будут. «Все три проекта вошли в постановление Правительства №552, сейчас определяются источники финансирования. Полагаем, что в скором времени эти объекты будут благоустроены», - рассказал Алексей Александрович.
Реконструкция очистных – есть сложности
Реконструкция очистных сооружений проходит в Сарове с 2020 года в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги». В работе, по словам главы города, есть ряд организационных и инженерных сложностей, одна из них – работы проходят на оборудовании, выключить которое нельзя.
Вторая сложность - часть запроектированного оборудования была импортной. Поэтому поставлена задача полностью поменять линейку автоматики, возник вопрос с насосным оборудованием. А любые изменения ведут к перепроектированию. «Мы обратились к отечественным предприятиям, которые активно подошли к этой работе и сняли многие вопросы», - рассказал глава города.
По словам Алексея Сафонова, у подрядчика есть проблемы с кадровым составом, инженерными работниками, с проектом. «Ради Сарова подрядчик разукрупнил один из своих северных объектов и перевел людей сюда. «На мой взгляд, в этом году он работает лучше, чем в прошлом, - отметил глава. - Пока на объекте есть отставание от графика, но не критичное. Не вижу больших сложностей, мы его доделаем».
Реновация по-саровски
Как обстоят дела с участком, отведенном под реновацию, - район улиц Менделеева-Кутузова? Ранее сообщалось, что завершается подготовка документов для мастер-плана по развитию этой территории, которые надо было согласовать в регионе. Есть ли какие-то подвижки?
Алексей Сафонов: «Это тема пилотная для всей Нижегородской области. И в этом плане мы имеем поддержку от профильного министерства и активную заинтересованность в реализации. Сейчас мы находимся на этапе подготовки комплексного плана развития. На данный момент сформировано эскизное решение, которое, конечно, требует обсуждения. Есть мнения профессиональных строителей, есть коммерческий анализ ситуации и понимание, как бы мы хотели, чтобы этот микрорайон выглядел. Мы надеемся, что к осени у нас будет готовая документация по комплексному развитию территории. А в следующем году, при хорошем раскладе, мы сможем выставить этот участок на разработку».
Что касается еще одного участка под реновацию, который в прошлом году был разыгран на аукционе, то здесь новости пока не столь обнадеживающие (Напомним, год назад строительная компания выиграла конкурс на освоение участка в районе домов № 15, 17, 17а по ул. Александровича и № 1, 3, 5, 7 по ул. Победы, - ред.).
Алексей Сафонов: «Работы пока не ведутся. Буквально недавно встречались с застройщиком, проговорили проблемные моменты. Есть определенные сложности у застройщика, которые, по его словам, мешают ему реализовать проект, есть вопросы с документацией. Но застройщик уверяет, что проект в целом реализуем. Сейчас мы проходим стадию новых согласований. Надеюсь, мы найдем механизм реализовать этот проект».
Автобус «Саров-Первомайск-Саров»
- Возобновится ли движение автобусов по маршруту «Саров-Первомайск-Саров»? Ранее сообщалось, что для этого требуется включить остановочные пункты в федеральный реестр, поскольку маршрут – межрегиональный.
Сафонов: «Да, маршрут, который действовал у нас много лет, был закрыт надзорными органами, потому что был оформлен недолжным образом. Это маршрут межрегиональный. Были поставлены задачи сформировать полностью аттестованные остановочные участки в Сарове, Первомайске и организовать маршрут. По большому счету, нам предстояло сформировать данную перевозку пассажиров с нуля. На данный момент Саров свою часть работы выполнил: мы аттестовали и внесли в федеральный реестр остановочный пункт, подготовили обращение в Первомайск. По нашим сведениям, у наших коллег в Первомайске эта часть работы еще не выполнена, остановочный пункт не внесен в федеральный реестр. После того, как Первомайск закончит свою часть работ, с помощью министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области и федерального Минтранса этот маршрут, наконец, будет реализован».
Появятся ли в Сарове камеры контроля скорости?
Горожане жалуются, что водители превышают скорость, не пропускают пешеходов. Бороться с этим можно при помощи камер видеофиксации нарушений ПДД, которых в Сарове пока нет…
Алексей Сафонов: «Установка таких камер - это полномочия региона, а не городской администрации. В прошлом году на областной отчетной сессии по линии МВД я поднял вопрос перед руководством, что Саров – единственный в области город, не обеспеченный данной инфраструктурой. Нас услышали, но началась реорганизация, эти полномочия из МВД были переданы в специально созданный Центр развития транспортных систем. Мы вошли в контакт с его руководством, были подготовлены обращения по линии МВД. В эту работу также активно включился местный отдел ФСБ. Надеюсь, что ситуация сдвинется с мертвой точки уже в этом году. При этом мне бы не хотелось видеть в городе мобильные камеры видеофиксации – так называемые «треноги». На мой взгляд, это создает больше сложностей, чем приносит результата. Я настаиваю, чтобы у нас были стационарные камеры на перекрестках и скоростных участках».
Решен ли вопрос вывоза мусора?
Решена ли проблема вывоза мусора из садоводческих обществ, гаражных кооперативов? Как в целом сейчас выстраивается у администрации города работа с регоператором ООО «МСК-НТ»?
Мы получили из городской администрации следующий ответ: «Законодательство таково, что садовые некоммерческие товарищества и гаражные кооперативы должны самостоятельно заключать договора с региональным оператором по обращению с ТКО. В настоящее время основная часть товариществ заключили такие договоры. Да, спорные моменты еще появляются, но департамент городского хозяйства вместе с представителями СНТ и кооперативов оперативно решают эти вопросы с регоператором.
В целом работа с региональным оператором налажена. Заключаются муниципальные контракты и, по большей части, обеспечивается своевременный вывоз отходов. Но мы периодически сталкиваемся с проблемой, что у регоператора ломается техника и появляются трудности с вывозом отходов от многоквартирных домов. Данные факты направлены в головной офис регионального оператора и министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области».