Каким он был – Александр Кузин, создатель, аккомпаниатор и душа прекрасного саровского народного коллектива хора русской песни? За ответом мы обратились к художественному руководителю ЦКиД ВНИИЭФ Заслуженному работнику культуры РФ Марине Павловой и солистке хора, певшей в нем с самого основания, Татьяне Кузиной.
Кулебакский самородок
Где обычно можно найти маленького, совсем маленького, лет трех от роду, мальчика? Во дворе с мальчишками? На речке? В песочнице? Обычных – да. Но Саша Кузин был непростым мальчиком, он был человечком, одаренным любовью к музыке - народной музыке. И найти его можно было только там, где звучала русская гармонь. Родные знали: если Саши нет дома, значит, он где-то на свадьбе, дне рождения или прочих мероприятиях - сидит возле музыканта и жадно ловит каждый звук, каждое движение пальцев гармониста. А еще мальчик был необычайно скромным и так любил свою маму, часто болеющую, поскольку ей приходилось работать на износ, чтобы вырастить единственного сына, что предпочитал сидеть голодным в холодном доме, накрывшись несколькими одеялами, чем попроситься к кому-то в натопленную избу. Когда его звали поесть, он всегда отказывался: не хотел, чтобы кто-то знал о трудностях семьи, тяжело выживающей в сложные послевоенные годы.
Любовь к русской музыке и народному пению осталась у него на всю жизнь, поэтому выбор, куда поступать, для Александра Кузина не стоял: он мечтал научиться играть на гармони. Но у семьи не было денег, чтобы купить ему инструмент. Александр поступил учиться в Арзамасское музыкальное училище по классу баяна. Через полгода стал лучшим учеником, хотя заниматься ему приходилось на «казенном» инструменте, записываясь на репетиции по очереди с другими студентами. А еще он сам зарабатывал себе на жизнь, ведь мама ничем ему помочь не могла. И однажды сам купил себе свою первую «личную» гармонь.
Успешно окончив училище, Александр вернулся в родной город и начал работать в музыкальной школе и в разных творческих коллективах. Он делал это так профессионально, что слух о талантливом баянисте прошел по всей Горьковской области. И дошел до закрытого Арзамаса-16, откуда вскоре в Кулебаки отправилась делегация - уговорить талантливого музыканта переехать в наш город усилить самодеятельность завода «Авангард». И Александр согласился!
Дело всей жизни
В нашем городе Александр Васильевич Кузин «с нуля» создал коллектив, который уже сорок лет горячо любим и востребован саровской публикой. В разные годы состав хора русской песни доходил до сорока человек. В его первый состав входили работники ЭМЗ «Авангард» - собственно говоря, и находился коллектив долгое время при ДК «Авангард». Абы кого Кузин в хор не брал: устраивал прослушивания, чтобы понять, есть ли у человека слух, голос, чувство ритма и, что немаловажно - желание полностью отдаваться музыке. Случайных людей в хоре не было. Все, кто не хотел регулярно приходить на репетиции или выступления, не мог выезжать на концерты и конкурсы, долго здесь не задерживался. Для своего коллектива Александр Васильевич сам делал аранжировки, а для некоторых композиций и музыку писал. У него были свои методики занятий с исполнителями.
Александр Кузин постоянно совершенствовал свои умения и навыки – так, он заочно окончил Куйбышевский институт культуры и искусства по специальности «Дирижер оркестра русских народных инструментов» и успешно применял полученные знания на практике. Его приглашали работать аккомпаниатором-баянистом в Куйбышевский государственной хор, даже звали остаться при нем руководителем оркестра. Однако Александр Васильевич свою «вторую родину», какой для него стал Саров, не оставил, продолжая вкладывать все силы в созданный им коллектив.
Регулярно бывая на конкурсах, подмечал интересное у других коллективов и старался воплотить это в выступлениях хора. Так появилась замечательная вокально-хореографическая композиция «Улица широкая», в которой был заложен целый сюжет - от сватовства до женитьбы. Во время исполнения хористы не стояли, как обычно, а двигались по сцене в заданных хореографических рисунках. Это был удивительный опыт, ведь исполнителям пришлось учиться по-новому «звучать» - одно дело, когда ты просто стоишь, другое – когда поешь в движении, и тебя должны слышать и зрители, и партнеры.
Визитной карточкой хора стала песня «Хлеб всему голова». Еще руководитель хора любил знаменитую «Распрягайте, хлопцы, коней», во время исполнения которой равнодушных зрителей в зале просто не оставалось. Даже если в программе композиции не было, ее обязательно просил исполнить кто-то из зала.
Уровень хорового коллектива был настолько высок, что он неоднократно становился лауреатом и победителем областных, открытых зональных, Всесоюзных и Всероссийских конкурсов, получив звание «народного», а Александр Кузин стал заслуженным работником культуры РФ. И это при том, что участники хора не имели музыкального образования, являясь сотрудниками ВНИИЭФ. Два раза в неделю они приходили в ДК на репетиции или выступления. Как призналась многолетняя солистка коллектива Татьяна Петровна Кузина, многие на репетиции приходили уставшие, с потухшим взором, а уходили окрыленными, с поющей душой.
Однажды «кузинцев» в качестве гостей пригласили в Нижний Новгород на выступление Сибирского государственного хора. После концерта Александр Васильевич позвал руководителя инструментальной группы коллектива, которого знал еще по Куйбышеву, в автобус к саровчанам. Тот попросил гостей спеть. И после исполнения нескольких композиций восхищенно произнес: «Они профессионалы! Никогда бы не подумал, что такой уровень может быть у самодеятельности».
Коллективу рукоплескали жители Арзамаса, Нижнего Новгорода, городов Урала и других регионов нашей страны. Часто приглашали на праздники в областную столицу, куда съезжалось хоры со всего региона. Коллективы выстраивались на Чкаловской лестнице, и на фоне панорамы Волги над широкими просторами лилось «Из далека долго…». Звучание и зрелище было потрясающим!
В репертуаре Народного коллектива хора русской песни - более 300 песен: «Степь, да степь кругом», «Прощание славянки», «По диким степям Забайкалья», «Как хотела меня мать да за первого отдать», «Расцвела под окошком» и много других известных и любимых публикой композиций. Есть у хористов «Весенняя программа», «Зимняя программа», «Военная» и «Смешанная». Какие-то песни исполняются на каждом концерте, какие-то – периодически. Неизменным остается одно – любовь саровских зрителей к коллективу и полные залы.
«Худая» самодеятельность
Александр Кузин был строгим руководителем, хотя по жизни – человеком мягким и душевным. И потому, что прекрасный профессионал - а такие всегда ставят высокую планку, и потому, что не любил понятия «художественная самодеятельность», которой все простительно. «Художественная самодеятельность - значит, худая. Значит, собрались, что-то кое-как поделали - и все. Так не пойдет», - любил повторять он и всегда добивался отличных результатов в работе с хористами…
Александр Васильевич не раз говорил участникам коллектива: «Вы вышли на сцену, зрители пришли на вас смотреть, значит, вы – профессионалы. Так что будьте добры соответствовать».
Как человек горячий, темпераментный, он мог на репетиции вспылить, но потом обязательно подходил, обнимал человека, извинялся, и все понимали, что такая критика - ради общего дела. Кузин воспитывал в хористах железную дисциплину: опаздывать нельзя, разговаривать на репетициях нельзя, пропускать выступления нельзя. А все проблемы надо оставлять за дверью.
Александр Васильевич лично играл на инструменте, сидя сбоку от хора. Во время аккомпанемента он слегка кивал в такт музыки, однако полноценного дирижирования это не заменяло. Поэтому хористы должны были быть просто идеально подготовленными: спетыми и «сыгранными» так, чтобы каждый не просто вел свою партию (а пели «кузинцы» и на два, и на три, и даже на четыре голоса, - авт.), но и не мешал соседу. А ведь в каждую композицию необходимо было вложить частицу души, иначе на сцене будет ремесло, а не творчество….
Он был музыкантом до «мозга костей», и в сложных ситуациях в первую очередь думал о… своем баяне.
Татьяна Кузина: «Ехали мы однажды на конкурс в Темников, и в автобусе внезапно случилась поломка в рулевой колодке. И вот мы несемся по дороге, впереди огромный овраг, а водитель делает все возможное и невозможное, чтобы остановиться и не упасть с обрыва. Резкое торможение - и вот по проходу летим мы: я и баян. Все кричат: «Александр Васильевич, держите Татьяну!». А тот в броске ловит… баян! И радуется, как ребенок, что успел!»
Большое внимание Александр Кузин уделял не только музыкальному развитию коллектива, но и его внешнему виду. Первые костюмы хора были желто-зеленые, купленные по счастливой случайности на Ивановском производственном комбинате, выпускающем сценические наряды - какой-то ансамбль отказался их брать, а «кузинцы» взяли и они им очень долго прослужили. Затем решили для одного из самых любимых саровчанами коллектива пошить «свои», отвечающие всем последним тенденциям сценической моды, костюмы. В Москву, в театральные мастерские отправились художественный руководитель ЦКиД ВНИИЭФ Марина Павлова и руководитель хора русской песни Александр Кузин. Пересмотрели кучу эскизов и готовых изделий, даже увидели костюмы для ансамбля Бабкиной, которые она лично забирала. И в итоге остановили свой выбор на алых сарафанах - для женской половины хора и белых рубахах – для мужской. Все костюмы были отделаны золотой аппликацией. Когда коллектив впервые вышел в новых нарядах на сцену, словно солнце ее осветило - такие они оказались яркие, праздничные, истинно русские!
В 2019 году, на выступлении хора в Бутурлино на престижном Всероссийском конкурсе исполнителей народной песни «Вишневая метель», где были представители 16 областей, наш хор стал лауреатом первой степени. Члены жюри долго общались с Александром Васильевичем Кузиным, ведь им понравилось все - и качество исполнения, и внешний вид артистов.
Все участники хора своего горячего, искренне влюбленного в русскую песню руководителя любили. Многие занимались в коллективе несколько десятков лет, хор становился для них большой семьей, где все друг друга любили, ценили и уважали. После каждого выступления накрывали стол и обсуждали: как все прошло, что получилось хорошо, а над чем еще предстоит работать. Делились эмоциями и впечатлениями.
Татьяна Кузина вспоминает забавный случай (хотя поначалу он таким никому не показался). Ехали на выступление и на одной из остановок забыли… одного из участников. Так были сосредоточены на предстоящем выступлении, что не заметили «потери» товарища. Обнаружилось она уже в ДК, куда приехал коллектив. Тогда мобильных телефонов не было, городской, конечно, имелся, но куда звонить?! Сидят все, горюют, переживают – как же он, бедный, доберется домой? И вдруг открывается дверь и врывается тот самый потерявшийся! «Ну что, думали, не найду?», - весело кричит он. Не захотел человек домой возвращаться, подводить товарищей по сцене. Нашел возможность и добрался на концерт
За 40 лет в хоре сменилось пять поколений исполнителей.
Музыка нас связала
Ни для кого не секрет, что творческие люди часто находят «свои половинки» тоже на сцене. Александр Васильевич не стал исключением. Сорок лет назад, когда шел набор в первый состав хора, сказала ему певица Александра Анненкова, что в соседях с ней живет молодая женщина, приехавшая из Арзамаса. Что она ни делает - всегда поет, и такая голосистая, красивая да задорная, что просто идеально подойдет для нового коллектива. Руководитель дал добро на прослушивание. Танечка Морозова пришла и затянула песню «Ах, ты, степь широкая». Поет и удивляется: отчего голос так предательски дрожит? Александр Васильевич успокоил: «Ничего, бывает!» и Татьяну в коллектив взял. Сбылась ее заветная мечта петь на сцене. Хотелось ей этого очень давно, еще со школьной скамьи, однако родители Татьяне категорически запретив поступать в музыкальное училище, строго-настрого приказав выбрать «нормальную» профессию. Что она и сделала, получив техническую специальность и приехав в закрытый город ковать атомный щит страны.
А вскоре красивая, стройная, обаятельная молодая солистка и руководитель хора поняли, что хотят быть вместе не только на сцене, но и в жизни. Рука об руку они вместе прошли до самого ухода Александра Васильевича из жизни - в 2019 году.
Со дня того судьбоносного «кастинга» вот уже сорок лет поет Татьяна Петровна Кузина в знаменитом саровском коллективе и сольно, и в хоре, являясь его настоящим украшением. Она не только была потрясающим исполнителем, но создавала еще и замечательные стихи, на которые супруг писал музыку. Песни, рожденные сердцами двух талантливых людей - «Гимн «Авангарду», «Сторона Саровская», «Нижегородский край», «Саровские ключи» и другие, посвященные любимому городу и родной земле, на концертах были самыми востребованными. А еще зрители очень любили в исполнении Татьяны Кузиной композицию «Похолодало»: из зала частенько кричали: «Похолодало!» - и она всегда откликалась на просьбу.
Второе дыхание
Как говорят, если спектакль хорошо сколочен, то он и без постоянного взгляда режиссера будет жить. Так и коллектив: если он создан на совесть, в нем сформировались крепкие традиции и вложена душа, он будет жить долго. Три года прошло с момента ухода вдохновителя, организатора и бессменного аккомпаниатора хора русской песни Александра Васильевича Кузина. Летом 2019 года он отметил 70-летие, а уже осенью его не стало. Но любимое «детище» живет. Ни один участник за это время не покинул коллектив, все хотят продолжать творить в память о замечательном человеке и профессионале, чье имя теперь носит хор. В этом году у коллектива появился новый руководитель - молодая, талантливая Татьяна Петрова, человек с горящими глазами и русской душой. Она окончила Саранское музыкально училище по направлению «Сольное и хоровое народное пение» и, приехав вместе с мужем в наш город, пришла педагогом в ДШИ №2. Тут-то ее и приметила художественный руководитель ЦКиД ВНИИЭФ Марина Павлова и пригласила на работу. Коллектив принял нового руководителя тепло и душевно, а та, в свою очередь, бережно чтит традиции коллектива и сохраняет его богатый репертуар.
Главным ее помощником остается Татьяна Петровна Кузина – бессменная «староста хора». В город приехали еще несколько народников - выпускников консерваторий, к ним присоединились и местные профессиональные музыканты. Теперь ансамбль русских народных инструментов не только сопровождает выступления коллектива, но и исполняет сольные произведения. У хора русской песни имени заслуженного работника культуры Российской Федерации Александра Кузина, блестяще созданного и сплоченного коллектива, открывается второе дыхание.
Редакция выражает огромную благодарность заслуженному работнику культуры РФ Марине Николаевне Павловой и Татьяне Петровне Кузиной за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии из архива ЦКиД ВНИИЭФ.