Фото:
Мария Затонская: «Когда чувство больше человека, тогда человек творит»

Сегодня в гостях у нашей редакции – молодой саровский поэт, автор трех поэтических сборников, главный редактор литературного интернет-журнала «Пролиткульт» Мария Затонская.

В конце марта в библиотеке им. Маяковского прошел поэтический вечер Марии. Сегодня в библиотеке есть поэтический сборник ее стихов «Дом с птицами», а еще две книги – «Миниатюры» и «Люди идут по облаку» - можно приобрести в издательстве «СТиХИ». Также на сайте «Журнальный зал» находятся поэтические подборки молодого поэта: самые свежие вышли в этом году в журналах «Звезда» и «Плавучий мост». 

Корреспондент «НГ» побеседовала с Марией о том, что происходит в современной литературе и как протекает литературная жизнь Сарова, можно ли измерить «качество» стихотворения и как рождается поэтический взгляд на мир. 

 

Когда чувство больше человека, тогда человек творит

- Как литература «ощущает» себя в рамках небольших городов, таких как Саров? 

Мария Затонская: «Помню, что раньше, когда я училась в школе и была студенткой, в наш город привозили известных литературоведов и писателей, проводились творческие встречи и форумы. Но в последнее время активность литературной жизни в Сарове заметно снизилась. Из запоминающихся - несколько лет назад к нам в город приезжал Сергей Шаргунов (российский писатель, общественный деятель, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России, – авт.), который презентовал свою книгу «Саров. Два подвига». Провинциальные писатели и жители малых городов, любящие литературу, часто варятся в собственном соку. Хотя в России, в целом, литература активно живет и развивается. Проводится много литературных конкурсов, учреждаются премии - к примеру, «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Лицей». Итоги этих премий вызывают немало споров, но, с другой стороны, это дает возможность познакомиться с творчеством самобытных и талантливых авторов. Одним из недавних приятных открытий для меня стал Степан Самарин – замечательный молодой поэт, победитель «Лицея-2023». 

- Есть мнение, что в современной литературе ничего выдающегося не происходит, потому что все уже давно написано классиками. Так ли это? 

Мария Затонская: «Суть не в том, что сказано, что подумано, а в том, КАК сказано, как подумано» - это цитата из книги «Психология искусства» Льва Выготского. Кажется, что все сюжеты и темы давно исчерпаны. Да и что еще можно написать, к примеру, про одиночество после Лермонтова – «Выхожу один я на дорогу;/Сквозь туман кремнистый путь блестит;/Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,/И звезда с звездою говорит…»? Но вопрос не в том, за какую вечную тему берется автор – любовь, жизнь, смерть, одиночество – важно, есть ли что сказать именно ему. Каждый человек – целый космос, с индивидуальным способом чувствования мира. И если сконцентрировать свою внутреннюю силу в самой максимальной точке, то можно так увидеть и почувствовать этот мир, как можешь только ты один. Так рождается поэтическое чувство – оно вписывается в личность поэта, но при этом становится больше его. Когда чувство больше человека, тогда человек творит». 

 

Автор неотделим от текста?

- Какие литературные объединения есть в Сарове?

Мария Затонская: «Во Дворце детского творчества есть «ЛИТОШКа» - литературное объединение для детей под руководством члена Союза писателей России Марины Зубовой. Я тоже ходила в «ЛИТОШКу» и помню, как Марина Борисовна бережно помогала мне править мои первые стихи. Также в Сарове есть литературные объединения для молодежи и взрослых. Я член литобъединения «Радуга», и в нашем объединении уже десять членов Союза писателей России. Недавно членом СПР стала критик и публицист Татьяна Криницкая. Радужане - настоящие энтузиасты и профессионалы своего дела, члены жюри крупных национальный премий, в том числе международного литературного фестиваля «Русский Гофман». Члены «Радуги» собираются раз в месяц в Доме ученых - и это не закрытые собрания: мы ждем новых авторов, которые любят литературу и готовы поделиться своим творчеством». 

- Молодежь приходит?

Мария Затонская: «Иногда приходят выпускники «ЛИТОШКи». Есть молодые авторы, которые узнают о «Радуге» от знакомых или из соцсетей, приносят тексты для разбора, но мало кто из них остается надолго. Для меня, как и для всех радужан, загадка, почему так происходит. Я уверена, что в Сарове много пишущей молодежи, а для писателя важен отклик, пребывание в литературной среде. Но не каждый автор нацелен трудиться и не каждый способен выдержать критику - писателю трудно отделить себя от текста, поэтому разборы могут сильно ранить. Я такое чувство тоже испытывала. Приходится совершать усилие и менять фокус: конструктивная критика важна, но не менее важно доверять тому, кто эту критику дает. Я часто становлюсь участником разборов текстов других авторов – не только в литобъединении, но и на различных литературных семинарах и форумах. У меня нет задачи задеть или обидеть автора, я концентрируюсь на тексте - важно отметить то, что противоречит правде и художественной гармонии». 

 

Желание расти сильнее страха неизвестности

- Что значит – профессионально заниматься литературой?

Мария Затонская: «Профессиональная деятельность обычно ассоциируется с рядом заранее утвержденных критериев. Сложность в том, что применить к литературе привычную шкалу не получится - как минимум, по той причине, что от литературы нет очевидной прикладной пользы - как, например, от детали, выполненной на токарном станке. Зарабатывать на ней деньги тоже вряд ли удастся, особенно поэту. Профессиональное занятие литературой – это, скорее, личное отношение автора. Когда литература – ценность, и ты не можешь жить без этого. Когда хочешь развиваться, постигать, докопаться до сути. Когда желание расти сильнее страха провала и неизвестности». 

- Можно ли научиться писать стихи?

Мария Затонская: «Мне нравится фраза Владимира Новикова – доктора филологических наук, прозаика и литературного критика: он говорит, что если приложить руку к хорошим стихам, то можно почувствовать тепло. Настоящее поэтическое «вещество» – это особое соприкосновение с миром, которое писатель стремится сохранить и обессмертить. Есть много красивых стихов, но от них веет холодом, потому что изначально отсутствует художественный замысел - они красивы внешне, но пусты внутри. И тогда возникает вопрос – а было ли что сказать автору? Научиться рифмовать и писать энергично, красиво можно, но научить художественному замыслу – невозможно. Поэзия – это всегда открытие, такая трансформация действительности, когда по-иному озаряется очевидное». 

 

Язык в высшей степени богатства

- Можно ли измерить «качество» стихотворения

Мария Затонская: «Часто люди ориентируются на читательский отклик: если стихотворение популярное, значит, оно хорошее. Но зачастую этот критерий обманчив. Почему многих талантливых писателей не признавали современники? Потому что по-настоящему одаренные люди всегда опережают современность: язык развивается очень быстро, и писатель по-особому взаимодействует с ним. Его язык - это концентрация чистого, гибкого «материала» в самой высшей степени своего богатства на данный момент времени. Именно это и становится для литературы настоящей ценностью». 

- Как же тогда читать и осмыслять произведения современников? 

Мария Затонская: «Если неподготовленному читателю сразу «нырнуть с головой» в современную литературу, есть большая вероятность, что произойдет хаос восприятия: лучше начать с базы – «вечной классики», потом познакомиться с «классиками современности» – к примеру, Сергеем Гандлевским, Алексеем Цветковым, Иваном Ждановым, Александром Кушнером, Олегом Чухонцевым. В творчестве этих замечательных поэтов помимо традиционной поэтической основы есть и новое, современное, но этого не слишком много – привычные метафоры гармонично соседствуют с метаметафорами (метаметафора - система метафор, объединенных в тексте общей целью и семантикой для художественного выражения масштабных идей – авт.), и это помогает постепенно расширять границы восприятия и чувствования текста». 

- Есть ли теоретические материалы, с помощью которых будет легче познакомиться с современным миром поэзии?

Мария Затонская: «Рекомендую книгу «Поэзия. Учебник» издательства «ОГИ». В этом учебнике просто и системно описаны основные понятия и элементы стихотворения - размер, ритм, рифма, структура поэтического текста, но самое главное – читателю показывают и объясняют, как это все работает. При этом авторы учебника подчеркивают непредсказуемость и нелинейность подходов к анализу поэтических текстов, потому что поэзия многогранна, а в качестве примеров приводят цитаты из прекрасных стихов наших современников».