Саровское городище, или Почти детективная история о древних валах и рвах

В середине ноября Духовно-научный центр Саровского монастыря анонсировал новый проект «Исторические вечера». Члены исторического объединения «Саровская пустынь», которое сейчас собирается в стенах монастыря, а также гости из других городов планируют рассказывать горожанам об истории Саровского монастыря, города и его окрестностей, и шире – нашего Отечества. На мероприятия приглашаются все желающие.

Первая лекция из цикла состоялась 14 ноября. Перед саровчанами выступил известный саровский краевед, писатель, участник объединения «Саровская пустынь» к.ф.-м.н., сотрудник ВНИИЭФ Алексей Подурец. Он рассказал о том, что на данный момент известно о Саровском городище, то есть самом древнем пласте истории нашего города. И рассказ этот, надо сказать, напоминает детективную историю с привкусом древности.

 


«За тремя градами четвертый град зело велик»

Алексей Михайлович рассказал, что главным письменным источником по древней истории Сарова является сочинение первоначальника Иоанна (1670-1737), основателя Саровской пустыни - «Сказание о первом жительстве монахов…», написанное около 1710 года. «В междуречье горы зело высокие, на тех горах в древние времена какими-то людьми устроены грады земляные и около них глубокие рвы ископаны. От устья вверх по течению речек на горах устроены три града невеликих, за тремя градами… четвертый град зело велик», - описывал Иоанн увиденное первыми саровскими монахами. 

Алексей Подурец: «На основании одного и того же документа возникли две интерпретации расположения валов Саровского городища, согласно одной из которых валов четыре, а другой – пять».

Алексей Подурец исходит из того, что валов было четыре, как и указано в тексте, а вот краевед Валентин Степашкин увидел в тексте признаки пяти валов: еще один вал со рвом возник на его плане в самом узком месте Саровского холма. И дело, по мнению Алексея Подурца, в различном истолковании терминологии. «Основная закавыка возникает с интерпретацией слова «град»: его можно понимать и как «ограда», и как «город» – участок, огражденный со всех сторон. Мы понимаем, что градами Иоанн называл крепостные стены, от которых уже к его времени остались только валы и рвы», - пояснил краевед.

В архиве Саровского монастыря хранится небольшой документ начала XVIII века с чертежами валов монастыря – это поперечные валы, которые пересекали монастырский холм, образованный двумя речными долинами Сатиса и Саровки. В документе указаны расстояния между валами, измеренные в саженях. По нему саровские краеведы и восстановили вид древнего городища.

Есть и другие, более поздние документы – например, составленный иеромонахом Порфирием в 1888 году, он ориентирует валы на постройки того времени, при этом известно, где здания находились. И это позволило нанести их на план монастыря и современного города. Уже к концу XIX века первые три вала городища не существовали – при застраивании обители их сравняли с землей. «В настоящее время уцелел только четвертый вал и ров», - пишет Порфирий. И этот вал просуществовал до нашего времени.

«Валы – это бывшие бревенчатые клети, срубы, засыпанные изнутри землей для прочности, - поясняет Алексей Подурец. - При выемке земли образовывался ров. Это была самая простая конструкция того времени. Деревянные стены недолговечны и со временем падают и покрываются почвой, превращаясь в валы. Их и наблюдали саровские монахи несколько столетий спустя». 

Где же находились валы и рвы Саровского городища? Согласно книге по истории Саровской пустыни игумена Маркеллина, изданной в 1804 году, колокольня и первые два корпуса братских келий стоят на первом валу городища. Мы можем видеть его остатки на самом первом изображении Саровской пустыни середины XVIII века. Второй вал проходил в самом центре монастыря и был первым уничтожен монахами. 

Обнаружить его помог случай.

«16 декабря 1992 года на Монастырской площади произошла авария – под землю провалилось целое дерево и открылся дополнительный вход в пещеры, - вспоминает Алексей Михайлович. - Я пришел посмотреть на провал и увидел неровные черные слои. Подумал, что это не может быть ничем иным, как рвом и валом городища. Мы тут же побежали в администрацию, вызвали из Нижнего Новгорода археологов. Но пока они к нам ехали, доблестные коммунальщики уже ликвидировали аварию и все засыпали. Но мой рисунок остался, и я показал его археологам. При восстановлении Успенского собора (в 2016-17 годах, – В.А.) археологи Елена Леонидовна Хворостова и Николай Николаевич Грибов увидели ту же картину и подтвердили, что это остатки второго рва, который шел под Успенским собором. Это совпало с описанием начала XVIII века». 

Третий вал, который по описанию шел немного наискосок, можно увидеть на карте 1784 года (после реставрации хранится в музее Саровского монастыря). Постройки того времени его аккуратно обходят, но уже, по-видимому, в начале XIX века ров и вал были уничтожены при расширении монастыря. Вал захватывает скверик со стелой Победы на пр. Мира. «Мы доказали наличие трех валов, однако никакого вала между третьим и четвертым не обнаружено», - отметил краевед. 

Четвертый вал существовал до 1950-х годов, поэтому про него известно больше всего. Его длина около 1,5 км, он замыкал «Большой город». На плане будущего строительства города конца 40-х годов вал планировали вписать в городскую застройку. Но в 1951 году планы поменялись, улицы были проложены под прямыми углами и наползли на вал. Бывший детсад на ул. Репина (ныне здание мирового суда) находится практически на валу, как и угловой дом на ул. Ушакова, 20 (бывшая «Союзпечать»), он проходит позади бывшей второй школы (ныне Дом учителя). Его пересекли улицы Чапаева, Фрунзе и Шверника, и по архитектуре их домов прекрасно видно, где именно проходил вал. Дома, стоявшие на валу, гораздо более просты по архитектурным решениям, чем построенные в поселке Боровом ранее, до 1953 года, когда после смерти Сталина началась борьба с архитектурными излишествами. Сейчас остаток вала мы можем наблюдать в районе бывшего городского рынка на пр. Октябрьский. 

 


Докопаться до истины

Данные письменных источников нуждаются в подтверждении с помощью археологических раскопок. И в 1992 году участники исторического объединения «Саровская пустынь» начали раскапывать два объекта – вход в пещеры и купальню на Ближней пустынке.

Алексей Подурец: «Мы по своему невежеству называли это раскопками. Но работы шли с нарушениями уже тогда существовавшего законодательства. И хотя законы в те времена соблюдались плохо, однако служба по охране памятников истории существовала. Журналисты городских изданий разделяли наш энтузиазм по поводу раскопок, и Любовь Семеновна Саратова напечатала заметку, которую перепечатала одна из областных газет. Так заметка попала на глаза чиновникам, занимающимся охраной памятников. Они пришли в ужас от того, что какие-то непонятные люди ведут раскопки без соответствующих документов, разрешений и т.п. И мы вместе с городским начальством были вызваны «на ковер», где встретились с нижегородским археологом Татьяной Владимировной Гусевой, возглавлявшей археологическую службу. Она и ее ученик Иван Очеретин приехали в Саров и проинспектировали раскопки, выяснив, что культурные слои мы не нарушили. С ними мы поделились чертежом нашего городища, и они произнесли: «Ваше городище – конфетка для археологов». Сама Татьяна Владимировна быстро утратила интерес к нашему объекту, но передала эстафету Николаю Николаевичу Грибову».

В конце лета 1993 года Н.Н.Грибов и Наталья Валентиновна Иванова провели первые раскопки на Саровском городище. Они трудились здесь в общей сложности восемь лет. Главной движущей силой раскопок в Сарове были дети и молодежь – участники кружка «Саровской пустыни», ученики школ, студенты. 

Алексей Подурец: «Работы поддерживала и финансировала начальник отдела культуры городской администрации Татьяна Ивановна Левкина, и по ее просьбе в 1996 году Николай Грибов написал небольшую брошюру «Саровское городище» - в схеме, помещенной там, валов было четыре, хотя они и оказались несколько смещены. Честно говоря, расположение валов его не очень интересовало. Хотя мы и побуждали его раскопать хотя бы один из них, он от этого уклонялся. Его больше интересовал культурный слой, массовые и индивидуальные находки и их атрибуция, артефакты – более интересные с точки зрения археологии вещи. А раскопки вала грозили огромным объемом земляных работ, возможно, потребовалось бы даже привлечь технику». 

Наверно, поэтому в работе Н.Н.Грибова 2000-х годов валов оказалось уже… пять! По словам Алексея Подурца, схема с пятью валами просочилась даже в современную наглядную агитацию – во время церемонии открытия после капремонта Центра образования, которую транслировало городское телевидение, он увидел ее на стене учебного заведения. То есть неточная схема уже фактически «выбита в граните». 

«В одном из своих более поздних докладов Николай Николаевич поместил уже и мою схему, и Валентина Степашкина – мол, выбирайте, какая больше нравится! – отметил краевед. - В настоящее время Н.Н.Грибов работает над большой монографией по археологии Сарова, и надеюсь, в ней все будет в порядке».

 


Катастрофа Саровского городища

Первоначальник Иоанн пишет: «…в древние лета здесь было державство или владение некого единого князя поганского – татарского или мордовского, или ещё какого-нибудь, подвластного поганым татарам».

Алексей Подурец: «Моя первая заметка, к сожалению, называлась «Древние валы Сараклыча». Мы все прошли через эту ошибку, считая, что здесь был татарский город. В ранних текстах Иоанна ни слова про Сараклыч не было, он ввел его позже, когда ему потребовалось защитить право собственности на монастырские земли». 

Всё на свои места расставили археологические раскопки. Основные работы проводились в «Большом городе» (на ул. Пушкина в районе гаражей), и по материальным находкам был сделан однозначный вывод: здесь в домонгольское время, XII-начале XIII веках, существовал крупный мордовский город. Скорее всего, он прекратил свое существование в связи с монгольским нашествием. 

Город был крупным, по своей площади сравним с Владимиром, Суздалем, Ростовом и другими крупными городами Руси. Площадь Саровского городища составляла 44 га. По примерным оценкам, здесь могло проживать около 5 тысяч человек. Но город был бесписьменным, поэтому остается так много вопросов. 

Алексей Подурец: «Особенно урожайным на археологические находки был 1996 год. Множество находок были привязаны к интересному захоронению девочки примерно 6 лет, с человеческими жертвоприношениями (подробнее об этом можно прочитать в статье Н.Н.Грибова «Погребение камерного типа из некрополя Саровского городища», размещенной на www.sarpust.ru, – В.А.). И все они свидетельствовали о проживании тут мордовского населения». 

Далее основатель Саровской пустыни Иоанн пишет: «Сей град был ратными вои(нами) осажден и бранию многою взят, и от той брани и опустел он». Первые монахи застали на городище незахороненные человеческие останки, следы пожарища. Вывод саровского первоначальника подтвердили археологи. Они выяснили, что Саровское городище прекратило свое существование одномоментно – было разрушено и сожжено, защитники убиты, а остальные ушли. И больше здесь никто не жил до времени появления первых монахов. 

При этом следов, позволивших определить, кем были эти разрушители, не найдено. «Завоеватели пришли – и не остались, это было подтверждено археологами. По оружию понять, кто они были, сложно – в те времена оно было похожим у разных народов. Отличить мордовский наконечник стрелы от татарского или русского трудно – в отличие от посуды, а ее-то как раз завоеватели и не оставили. К тому же площадь раскопок в нашем городище недостаточно большая, чтобы сделать однозначные выводы в этом плане», - отметил Алексей Подурец. 

Участник объединения «Саровская пустынь» Елена Мавлиханова рассказала, что к ней обратился горожанин, нашедший наконечник копья. Но показать его ей наотрез отказался. Получается, зачастую находки хорошей сохранности не попадают в поле зрения исследователей. «Наверно, идентификация тех, кто разорил древнее городище, - это вопрос будущего исследования. Хотелось бы продолжить работы на Саровском городище – например, сделать врезку в сохранившийся фрагмент вала на Октябрьском проспекте», - отметила она.


Памятник князю Пургасу?

«В Лаврентьевской летописи находим описание похода великого князя Юрия Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, на мордву, - продолжает Алексей Подурец. - «Вшед в землю мордовскую Пургасову волость, пожгоша жито и потравиша, скот избиша… А мордва вбегоша в лесы своя, в тверди». 

Что для нас тут важно? Существовала некая Пургасова волость – протогосударство во главе с князем Пургасом, и в ней был тверди, то есть крепости». 

Спор о том, где была столица Пургасовой волости, шел долго. Выдвинуто несколько гипотез ее местонахождения – в Рязанской области (село Пургасово Кадомского района), в Пургасовом городище недалеко от Пурдошек. Но археологи версии не подтвердили. Археолог Владимир Николаевич Мартьянов высказал предположение, что Пургасова волость - это край, ограниченный с северо-востока рекой Тёша, с юга Алатырем и Мокшей и с запада Окой. Саров оказывается примерно в центре этой территории. После раскопок, проведенных Николаем Грибовым, у многих возникло предположение, что Саров и есть та самая столица Пургасовой волости. Ведь недаром Иоанн писал: «Сей же град… от прочих всех градов отличен… и при них является как бы столичным, поскольку сей град величайший по размеру». Он обратил внимание, что, хотя городища в округе есть, они ограждены одним валом, а тут целых четыре! Мы не знаем, как именовался этот город в древности, ведь письменности в нем не было, но во времена Иоанна он назывался Старым городищем. 

Недавно московский исследователь Евгений Парадеев нашел документы XVII века, где фигурирует Пургасово городище, и на основании ряда доказательств сделал вывод, что речь идет именно о Саровском городище. 

По итогу своего доклада Алексей Подурец предложил поставить в Сарове, наверху лестницы «Миру – мир!», памятник князю Пургасу – исторической личности, герою многочисленных мордовских мифов и легенд, основателю мордовского протогосударства, чья столица находилась в Сарове. 

Фото Анатолия Белахина и с сайта «Саровский краевед»