Фото:
Разговор с психологом о том, вредит ли аниме детской психике

В декабре прошлого года прокуратора подала иски в Колпинский суд Санкт-Петербурга с требованием запретить в России аниме «Тетрадь смерти», «Наруто», «Межвидовые рецензенты» и ряд других. Всего было зарегистрировано пять исков с 49 ссылками. Как стало известно позже, суд вынес постановление запретить распространение в нашей стране нескольких аниме-сериалов.

Также в отношении аниме свое мнение высказала глава комитета по образованию Петербурга Наталия Путилковская. Она предложила школьным психологам наблюдать за детьми, которые публикуют аниме в социальных сетях. «Это может быть и индивидуальная работа с ребенком, и привлечение психолога, социального педагога <…> Я видела странички детей, погибших от суицидов, с «Тетрадями смерти», с собственными рисунками-аниме. Для специалиста там картина ясная» -  говорит Наталия Путиловская.

Что же не так с аниме-сериалами?

Вначале – о своем опыте.

Лет в 12 я посмотрела первое аниме, и восторг был огромен. Яркие эмоциональные персонажи, стремительно развивающиеся сюжеты, фантазийные миры и необычные способности главных героев – все это увлекло с неимоверной силой. Положительные впечатления оставили принципиальность, высокая мораль в поведении персонажей. Сюжеты рассказывали о сложных моделях взаимоотношений между людьми – дружба, семья, одноклассники. Главные герои воодушевляли на мечты и цели, вдохновляли крепостью духа и показывали, что нет ничего невозможного. Мультфильмы рассказывали о том, что зачастую мир может быть несправедлив, но нет ничего, с чем нельзя было бы справится.

«Тетрадь смерти» тоже попадала в поле зрения. Первостепенный вопрос мультфильма, на мой взгляд, – имеет ли право человек брать на себя ответственность за жизни других людей, пусть и преступников? На тот момент мне было лет 14, и уже через пару лет, на уроках литературы, изучая Достоевского, мы обсуждали схожий вопрос- «Тварь ли я дрожащая или право имею?»…

Я решила обсудить влияние аниме на детей с семейным психологом Натальей Мышовой.

- Наталья Владимировна, на ваш взгляд, вредит ли аниме детской психике?

Наталья Мышова: «Все зависит от того, что за сериал смотрит ребенок и сколько времени он проводит за просмотром. Если полгода или год, значит, уже сформировалась зависимость, и я бы посоветовала обратиться к психологу. Дело в том, что психика детей мобильная, волевой компонент пока незрелый. Ребенку самостоятельно трудно остановиться. Судя по тому, как снято аниме, делается все, чтобы повысить у детей внушаемость».

- Что вы имеете ввиду «судя по тому, как снято»?

Наталья Мышова: «В большинстве аниме-сериалов показываются разумные подростки и глупые незрелые родители. Это ложится на почву реальности, когда некоторые дети страдают от скандалов, конфликтов и неадекватного поведения родителей в своей семье. Также в аниме используются «перевертыши» -отрицательные герои показываются очень хорошими, вызывающими сочувствие и доверие. А положительные - плохими. Происходит искажение, и ребенок теряется, не понимая,где норма, а где патология».

- Значит, изначально проблема в семье? А аниме - это способ уйти от реальности?

Наталья Мышова: «Совершенно точно. И к травматизации в реальности добавляется травматизация от аниме-сериалов,когда ребенок не видит просвета и впадает в депрессивное состояние. Поэтому нужно обращаться к психологу».

- Можно ли ребенку в 13 лет смотреть аниме «Тетрадь смерти»?

Наталья Мышова: «Нет! Вообще любые фильмы, мультфильмы, аниме, где присутствуют сцены насилия, убийства, порнографии нельзя смотреть детям».

- Но рано или поздно ребенок встретится с этой стороной действительности?

Наталья Мышова: «Да, встретится, и родителям предстоит быть к этому готовым. Нужно разговаривать с ребенком, поясняя, что любое насилие, в том числе и к самому себе, - это нездоровое поведение. И не стоит забывать, что это все - другая культура, японская. Сейчас очень много насаждается иных культур. Ребенку это тоже необходимо объяснить. Мы почему-то начинаем быть приверженцами совершенно чужого. В Японии исторически отношение к самоубийству иное, нужно учитывать моменты формирования их культуры. У разных народов может быть совершенно разное восприятие одного и того же. Когда ребенок в силу возраста некритично поглощает разнообразный контент, такой коктейль может быть опасен».

- То есть аниме больше для японцев? Тут важен менталитет?

Наталья Мышова: «Да. То, что японского подростка не травмирует, русскому ребенку может навредить очень сильно, потому что в нашей культуре так не принято».

- Когда же можно смотреть аниме?

Наталья Мышова: «Пусть это произойдет, когда у человека созреет психика, когда он менее подвержен зависимости от аниме-сериалов.  Хотя, на мой взгляд, человеку со здоровой психикой вряд ли понравится смотреть на кровь и каннибализм, смаковать сцены насилия и убийства».

- А как же наши отечественные продукты? Те же криминальные сериалы…

Наталья Мышова: «Да, у нас тоже есть масса фильмов, которые не подходят детям, согласна. Дело даже не в стиле подачи, а в идеологической сути и в психологическом воздействии на телезрителя».

- Если ребенок ставит родителя перед фактом «Я хочу посмотреть!», что делать?

Наталья Мышова: «Находясь под впечатлением разрушительных аниме, многие родители думают, что все аниме – зло. Но это не так. Например,мультфильмы Хаяо Миядзаки - действительно произведение искусства! В его мультфильмах демонстрируются здоровые ценности, душа развивается– то есть как раз то, к чему должна призывать культура. Я бы выбрала наименее шокирующий мультфильм, но в котором не все однозначно. И объяснила ребенку, что вот это - плохо, от этого болеют, от этого душа загрязняется. Ты хочешь болеть и загрязнять душу?

Родителю важно понять: тяга ребенка к саморазрушению опасна для него.Тяга к созиданию – вот что нормально. В подростковом возрасте возникают вопросы о смысле жизни, о смерти, о том, как все устроено, происходит переоценка отношений с родителями и сверстниками. Поднимаются глубокие вопросы – и это хорошо, потому что ребенок развивается. Если в возрасте повышенной внушаемости ребенку начать транслировать нездоровые сценарии, то он начнет воспринимать их как норму. В этот период нужен адекватный взрослый, который все объяснит».

- До какого возраста нужно следить за тем, что просматривает и как это воспринимает ваш ребенок?

Наталья Мышова: «До 14 лет должен быть контроль. Но важно понимать, что контроль – это не способ наказания. Не нужно читать личные дневники и просматривать телефон. Подростку нужно объяснить, что родители его контролируют и несут за него ответственность. Все делать в открытую, объяснять: что, зачем и почему. Но под колпак сажать нельзя, иначе реальный мир может застать неподготовленного ребенка врасплох и шокировать».

- Что делать, если родители и ребенок не понимают друг друга?

Наталья Мышова: «Тогда нужно идти к психологу. Но опять-таки это решение зависит от родителей, они же оплачивают помощь. Есть конечно, школьный психолог, но он тоже не все успевает. Если семья не может позволить оплатить психолога, можно обратится в Центр помощи семьи и детям на ул. Куйбышева, 8. Там есть и детские психологи, и те, кто работают со взрослыми. Только не нужно ждать и думать, что все проблемы у ребенка сами собой пройдут.

Мое глубокое убеждение: работу нужно начинать с родителей. Зачастую специалисты приводят ребенка в норму, а потом он возвращается в ту же семейную среду, и все отклонения в поведении возвращаются. Важно понимать, что дело не только в ребенке - он всегда отражает то, что происходит в семье. Значит, начинать нужно со взрослых».

 

ср, 04/07/2021 - 18:33